На нашем предприятии постепенно все установки переводят на 12 часовой график работы. Сам я работаю на производстве ароматических углеводородов «АРОМАТИКА». Наше производство всегда считалось вредным из-за ежесменного контакта с бензолом. Но после аттестации рабочих мест вся вредность каким-то чудесным образом испарилась. Была встреча с руководством и профсоюзом нашего предприятия, на которой было озвучено решение об отмене 8 часового бригадного графика работы. Было так же сказано, что это не наша инициатива, а правительства. Решение принято, аттестация проведена, вредность вместе с молоком и увеличенным отпуском испарились. Про аттестацию рабочих мест отдельный разговор. Как быть и что делать?
Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда и установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, с 1 января 2014 года осуществляется на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Следует отметить, что при проведении специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются представители выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов, производится в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, приложение № 1 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (раздел II Методики).
В соответствии с частью 8 статьи 12 Федерального закона № 426-ФЗ по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
В силу части 6 статьи 14 Федерального закона № 426-ФЗ в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с Методикой снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом (утв. приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н).
Сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретном рабочем месте в результате проведения специальной оценки условий труда содержатся в карте специальной оценки условий труда, включаемой в отчет о проведении специальной оценки условий труда (п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ).
Работодатель обязан ознакомить работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ). Часть 2 статьи 5 Федерального закона № 426-ФЗ устанавливает обязанность работника ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда, что подтверждается подписью работника в карте специальной оценки условий труда (Раздел III. Форма карты специальной оценки условий труда работников Отчета о проведении специальной оценки условий труда, приложение № 3 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н).
Полагаем, что снижение установленного ранее уровня гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда могло произойти в результате снижения класса (подкласса) условий труда.
Отмена гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда может производиться в связи с улучшением условий труда и снижением вредных и (или) опасных факторов.
В случае возникновения спорных вопросов, например, рабочее место необъективно отнесено к той или иной степени вредности, работник не подписал результаты проведения специальной оценки условий труда и др., выборный орган первичной профсоюзной организации на основании письменного обращения работника вправе потребовать проведения внеплановой специальной оценки условий труда (п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 426-ФЗ). В рамках судебного процесса по ходатайству работника или профсоюзной организации может быть вынесено определение суда о назначении государственной экспертизы в отношении условий труда на конкретном рабочем месте.
Правовой департамент Аппарата ФНПР