14 инициатив за 10 лет (газета «Ил Тумэн», №4 (1805) от 03.02.2017 г.)
В 2007 году Федерация профсоюзов Якутии была наделена правом законодательной инициативы. О том, как профсоюзы используют свое конституционное право, какие законодательные инициативы сегодня готовят, нам рассказал председатель Федерации профсоюзов РС (Я) Николай Дегтярев.
— Николай Николаевич, какие наиболее значимые законопроекты были инициированы Федерацией профсоюзов Якутии?
— Безусловно, наделение Федерации профсоюзов РС (Я) правом законодательной инициативы стало важным фактором влияния профсоюзов на правовое регулирование проблем социально-трудовой сферы как на уровне республиканского, так и федерального законодательства. В целях реализации этого права, с 2007 года и по настоящее время, Федерация профсоюзов подготовила и внесла на рассмотрение Госсобрания (Ил Тумэн) 14 законопроектов, из них 8 федеральных и 6 республиканских.
Одним из самых значимых документов, который был инициирован Федерацией профсоюзов и принят в 2009 году парламентом Якутии, является республиканский закон «О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия)».
Надо отметить, что данный закон успешно реализуется в жизнь – в настоящее время на территории Якутии созданы и работают 24 территориальные трехсторонние комиссии. Некоторые сложности возникли только в арктических и северных районах по причине отсутствия третьей стороны социального партнерства – Объединения работодателей. Принятие данного закона определило правовое регулирование деятельности органов социального партнерства, а также правовые основы формирования и деятельности территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на уровне органов местного самоуправления.
Кроме этого за прошедшие годы Федерация профсоюзов Якутии принимала участие и в работе над законопроектами, вносимыми правительством республики, которые затрагивали вопросы охраны труда.
Но, в основном, мы работаем как эксперты согласно регионального соглашения с Правительством РС (Я). То есть все нормативно-правовые акты, затрагивающие интересы социально-трудовой сферы, проходят у нас согласование, принимаются с учетом мнения профсоюзов.
— Какие законодательные инициативы готовит Федерация профсоюзов РС (Я) в настоящее время?
— В связи с тем, что в последнее время наша работа по подготовке законодательных инициатив несколько ослабла, в начале декабря 2016 года Федерация профсоюзов РС (Я) подписала Соглашение с Государственным Собранием (Ил Тумэн) о взаимодействии и сотрудничестве. Мы вышли с предложением, чтобы при постоянном комитете парламента по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости была создана экспертная группа, в состав которой бы вошли народные депутаты республики, представители Федерации профсоюзов, Правительства РС (Я), общественности, для подготовки и доработки проектов законов республики, регулирующих социально-трудовые отношения работников, для того, чтобы при принятии законопроектов были учтены мнения профсоюзов. И наше предложение нашло отражение в Соглашении, которое подписали Госсобрание (Ил Тумэн) и Федерация профсоюзов Якутии.
Парламент будет рассматривать предложения Федерации профсоюзов при подготовке и принятии законов, нормативных правовых актов республики, регулирующих социально-трудовую сферу, а также будет приглашать наших представителей при рассмотрении законопроектов по вопросам социально-трудовых отношений на пленарные заседания парламента, заседания постоянных комитетов, а также на заседания созданного экспертного совета Госсобрания (Ил Тумэн). В свою очередь, мы будем вносить в Ил Тумэн законодательные инициативы по вопросам социально-трудовых отношений.
В настоящее время вносится довольно много поправок, изменений в трудовое законодательство. Федерация профсоюзов республики, пользуясь правом законодательной инициативы, через парламент республики планирует усилить свое влияние на процесс совершенствования трудового законодательства как на федеральном, так и региональном уровнях.
Если конкретизировать по каким вопросам мы бы хотели выступить с законодательной инициативой, то это, в первую очередь, вопросы, которые касаются гарантий и компенсаций лиц, работающих в бюджетной сфере. Закон этот был принят достаточно давно, поэтому сегодня, согласно требованиям времени, необходимо его пересмотреть. В свое время Министерством труда и социального развития РС (Я) были внесены законопроекты в части некоторых ограничений прав, с чем профсоюзы, конечно, не согласны. Поэтому сегодня мы бы хотели выступить уже инициаторами законопроекта, внести свои предложения.
Давно стоит на повестке дня и вопрос по проезду в отпуск. Согласно федерального трудового законодательства, дети должны отдыхать вместе с родителями. Но мы бы хотели, в связи с тем, что все-таки проживаем на Крайнем Севере, внести предложение о возможности проезда ребенка к месту группового, организованного отдыха детей, в случае, если сам работающий родитель не едет вместе с ребенком в отпуск, либо отдыхает в другом месте. Чтобы хотя бы дети, за счет прав работающих родителей, могли выехать на отдых, либо в какой-то образовательный тур. Этот вопрос сегодня весьма актуален.
Следующий вопрос – по санаторно-курортному лечению. В последние годы у большинства санаторно-курортных учреждений республики сложилось тяжелое финансовое положение. Это напрямую связано с тем, что бюджетная поддержка по санаторно-курортному лечению осталась только у работников сельского хозяйства.
Но известно, что в других регионах для бюджетного сектора также есть льготы, там предусматриваются средства на прохождение санаторно-курортного лечения. И за счет этого поддерживаются местные санаторно-курортные учреждения. Этот вопрос у нас в республике также надо поднимать.
Конечно, мы понимаем, что есть сложности с бюджетом, но все-таки надо обратить внимание на оздоровление работающего населения. Сегодня ведь не каждый якутянин может позволить себе выехать на санаторно-курортное лечение за пределы республики. Поэтому наши профилактории востребованы. А чтобы они отвечали новым требованиям, им нужна хорошая поддержка со стороны государства.
Также не решается вопрос по ежегодной индексации заработной платы. Сегодня для жизни, развития необходима достойная заработная плата. Мы говорим об ежегодной индексации хотя бы на прогнозный индекс — дефлятор. Также должен быть принят определенный порядок повышения оплаты труда бюджетных работников, которого мы до сих пор не видим. А законом это предусмотрено. Для федерального уровня Правительством РФ оно принято, но у нас, к сожалению, нет.
Но мы считаем достаточно высоким достижением, что сегодня минимальная заработная плата в республике впервые доведена до минимального прожиточного минимума. А в целом уровень заработной платы в Якутии не такой уж и высокий. У нас ведь средняя заработная плата по региону, в большей степени, определяется по промышленным предприятиям и компаниям. А в отраслевом разрезе уровень довольно низкий.
Таковы основополагающие вопросы, которые планирует ставить Федерация профсоюзов республики на законодательном уровне.
— Насколько сегодня работодатели соблюдают трудовое законодательство?
— Поскольку в последние годы за неисполнение трудового законодательства ответственность увеличена кратно, поэтому больших системных нарушений не наблюдается, есть только единичные случаи.
Например, на днях мы обсуждали такой вопрос — работодатели удерживают с заработной платы работников профсоюзные взносы, но направляют их совсем на другие цели, по своему усмотрению, ссылаясь на трудное финансовое положение. А ведь это прямое нарушение трудового законодательства. Так, профсоюзам задолжал МУП «Теплоэнергия» более 2 млн. руб., ООО «ДСК» — около 4 млн. руб. Эти деньги удержаны с заработной платы работников, но до сих пор не доведены до профсоюзов. А профсоюзы должны использовать их именно для защиты прав, интересов, оказания материальной помощи членам профсоюзов. Вот тут, казалось бы, надо принимать меры. Но, к сожалению, наши фискальные органы – трудовая инспекция, прокуратура — на это смотрит сквозь пальцы.
В основном же, трудовое законодательство у нас нарушают те предприятия и организации, которые не охвачены профсоюзной организацией.
— Какова эффективность работы Правовой инспекции Федерации профсоюзов РС (Я)?
— Наша Правовая инспекция работает по обращениям трудящихся. Если мы доводим дело до суда, более 95 % — это выигрышные дела. Об этом свидетельствует статистика. С другой стороны, у нас не хватает кадров. Наша инспекция состоит всего из трех человек. Поэтому мы создали институт внештатных правовых инспекторов – 38 человек. Но и этого недостаточно. На самом деле, мы не сколько инспекторов должны обучать, а вообще должны обучать всех граждан, с тем, чтобы они знали свои права. И, в первую очередь, конечно, профактив. Поэтому мы подходим к тому, чтобы возобновить Центр подготовки профактива, ведь профсоюзный лидер хорошо должен знать законодательство, идти в ногу со временем и отстаивать перед работодателем интересы трудящихся.
Ирина РОМАНОВА