Знай свои права: Можно ли работнику иметь несколько трудовых книжек?
Я работаю по совместительству. Работодатель на работе по совместительству отказывается заполнять мне новую трудовую книжку, ссылаясь на то, что у меня уже есть одна трудовая книжка. Могу ли я в этом случае иметь несколько трудовых книжек?
Отвечает руководитель Правовой инспекции труда — главный правовой инспектор труда Федерации профсоюзов РС(Я) Наталья Барковская: В соответствии с частью 1 статьи 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Соответствующее положение установлено пунктом 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках».
В соответствии с частью 3 комментируемой статьи настоящего Кодекса обязанность вести трудовую книжку на каждого работника, проработавшего в организации свыше 5 дней, если работа у данного работодателя является для работника основной, возлагается на всех работодателей.
Исключение составляют только работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. В соответствии с пунктом 3 Правил ведения и хранения трудовых книжек они не имеют права производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые. Как следует из статьи 309 Трудового кодекса РФ документом, подтверждающим период работы у такого работодателя, является трудовой договор, заключенный в письменной форме.
Из анализа статьи 66 Трудового кодекса РФ следует, что работник вправе иметь только одну трудовую книжку, которая ведется по месту его основной работы.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Трудового кодекса РФ по желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству. Для этого работник должен обратиться с соответствующей просьбой и представить документы, подтверждающие факт работы по совместительству и содержащие сведения о месте работы с указанием структурного подразделения, трудовой функции, дате начала работы, реквизитах приказа (распоряжения), согласно которому оформлен прием на работу.