677000, Республика Саха (Якутия)
г. Якутск, ул. Курашова, д. 24

8-(4112)-403-173

Здоровье нации и бюджет-2016. Перспективы финансового обеспечения здравоохранения

Главная » Новости » Здоровье нации и бюджет-2016. Перспективы финансового обеспечения здравоохранения

Поделиться:  


Здравоохранение — это такая отрасль, услугами которой пользуется каждый человек и в любом возрасте. В самом буквальном смысле — жизнеобеспечивающая. Что же ожидает и граждан, и самих медицинских работников в 2016 году? Проведенный профсоюзом работников здравоохранения анализ законопроектов о Федеральном бюджете и бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год, внесенных правительством РФ на рассмотрение Госдумой, оптимизма не вызывает. «Солидарность» публикует статью председателя профсоюза работников здравоохранения РФ Михаила Кузьменко.

Вопросы обеспеченности трудовых прав и интересов членов профсоюзов напрямую сопряжены с вопросами организации их труда. Именно поэтому проблемы финансовой обеспеченности всех видов профессиональной деятельности являются предметом пристального рассмотрения каждого отраслевого профсоюза.

Еще актуальнее эти вопросы в непроизводственной сфере, где финансовая основа оказываемых услуг напрямую зависит от бюджетов разного уровня. Так, конституционная норма о праве граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной (муниципальной) системе здравоохранения может быть реализована только при достаточном финансовом обеспечении деятельности соответствующих медучреждений. Более того, тут принципиально важен кадровый аспект, ведь качество медпомощи зависит напрямую не только от профессионализма специалистов, но и, будем говорить прямо, от обеспеченности ими. Сегодня цифры дефицита кадров в здравоохранении общеизвестны, а требовать от врача или медсестры качества и эффективности в работе, когда ее объем в 1,5 — 2 раза превышает установленные нормы, зачастую просто не представляется возможным. Однако профессия медика более престижной не становится, что во многом обусловлено низким уровнем оценки этого труда.

 ГОСРАСХОДЫ НА МЕДИЦИНУ

Профсоюз работников здравоохранения провел анализ законопроектов о Федеральном бюджете и бюджете ФФОМС на 2016 год, внесенных правительством РФ на рассмотрение Госдумой. И что же выяснилось?

Как факт, госрасходы на здравоохранение в абсолютном выражении растут, хотя их доля в общих расходах бюджетной системы в 2016 году сохранится на уровне 2015 года — 9,2%. Но самый значимый показатель в этой части — доля расходов на здравоохранение по отношению к ВВП, ведь именно это соотношение оценивается как показатель внимания государства к столь значимой социальной отрасли. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, объем финансирования ниже 5,5 —  6% от ВВП не может обеспечить достойный уровень оказания медицинской помощи населению. Но в нашей стране этот показатель значительно отстает от указанного, а рост его в 2016 году не предусматривается, и его величина вновь будет составлять лишь 3,4 — 3,5%.

Для понимания ситуации по существу приведу несколько цифр. По данным отдельных экспертов, в США суммарные затраты на здравоохранение оцениваются в 17% от ВВП, при этом доля государственных затрат составляет 8%; в Великобритании показатель суммарных затрат на отрасль — 9,3%. Сравнительный ряд можно продолжать и далее, но, к сожалению, не в пользу России. Аналитики посчитали, что в 2014 году на одного россиянина в год затрачено (с учетом ДМС и рынка частной медицины) примерно 575 долларов, что в 20 раз ниже, чем в США, и в 7 раз меньше, чем в Великобритании.

 ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ОМС

Специфика современного здравоохранения, обусловленная фактическим завершением перехода на одноканальное финансирование, побуждает нас пристальней рассматривать финансовую основу системы обязательного медицинского страхования. И здесь по обсуждаемым проектам также возникает ряд принципиальных вопросов.

Так, прогнозируется снижение поступлений в ФФОМС, причиной чему будет общая ситуация в экономике, обусловившая возможное падение уровня зарплаты в экономике в целом. Напомню, что именно от фонда оплаты труда хозяйствующих субъектов отчисляется 5,1% в фонд ОМС. Соответственно уменьшается (по сравнению с ранее прогнозируемой величиной) и расходная часть фонда ОМС. При этом бюджет фонда сформирован с дефицитом в 26,8 млрд руб., что по определению может привести к проблемам в финансовом обеспечении территориальных программ ОМС. В этой связи нельзя не прислушаться к мнению экспертов, которые и сейчас отмечают серьезный рост объемов платных услуг в здравоохранении, а также риски недостижения установленных важнейших социально-демографических показателей.

Тем не менее в этих условиях проекты предусматривают норму, против которой профсоюз возражал еще на начальной стадии рассмотрения основных направлений бюджетной политики на 2016 год. Это изъятие в федеральный бюджет средств ОМС на цели, что принципиально важно, не предусмотренные законодательством об ОМС. Так, дотации на сбалансированность федерального бюджета составят 91,2 млрд руб., а межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение высокотехнологичной медпомощи, не включенной в базовую программу ОМС, и на софинансирование оказания высокотехнологичной медпомощи в субъектах РФ — соответственно 90,7 млрд руб. и 6 млрд руб.

И это уже вопрос не только финансовой основы здравоохранения. Ведь “латание дыр” федерального бюджета за счет страховых средств, природа которых специфическая, не может не противоречить основам обязательного социального страхования.

 ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА ТЕХ, КТО ВАС ЛЕЧИТ

Разумеется, наш профсоюз более всего обеспокоен ситуацией с финансовым обеспечением реализации профессиональных и трудовых прав работников, в первую очередь оплаты их труда. И в этом вопросе первые плоды предложенной финансовой политики мы уже видим: одним из источников дотации фонда ОМС в федеральный бюджет (цифру я назвал выше — 91,2 млрд руб.) является фактическая “экономия” в фонде ОМС средств на зарплату — просто за счет изменения методики исчисления среднемесячной заработной платы.

На страницах “Солидарности” уже обсуждалась эта проблема. Напомню ее суть. В соответствии с майскими 2012 года указами президента РФ на федеральном уровне и в регионах РФ определены контрольные показатели роста зарплаты по категориям работников до 2018 года по отношению к средней зарплате по экономике субъектов РФ. Таким образом, пользуясь языком арифметики, достичь требуемых показателей можно двумя способами: увеличить “числитель”, то есть зарплату работников, либо уменьшить “знаменатель”, то есть среднюю зарплату по субъекту РФ. К сожалению, именно по второму пути пошло правительство страны, утвердив изменения Методики статистического учета средней зарплаты по субъектам РФ.

Нельзя не отметить, что на стадии принятия эти подходы не были согласованы сторонами социального партнерства. Профсоюзы категорически выступили против подобных, не побоюсь этого слова, “махинаций” на федеральном уровне; соответствующее обращение от имени исполкома ФНПР было вручено президенту Путину. Более того, замена понятия средней заработной платы в субъекте РФ понятием “трудовой доход” путем учета так называемых неформальных заработков (которые к тому же практически не подвержены учету) граждан фактически серьезно корректирует сам смысл указа президента. Итогом такой “математики”, очевидно, станет снижение исходной базы роста зарплат наших работников, по отдельным оценкам, как минимум на 15%. Это не может нас не беспокоить, ведь тенденция снижения номинальной заработной платы наметилась уже в текущем году. По данным Росстата, средняя зарплата в здравоохранении за девять месяцев этого года снизилась в той или иной степени по сравнению с зарплатой за первую половину года в 50 субъектах РФ. Я уж не говорю о том, что у большинства работников эти усредненные цифры вызывают недоумение, так как существенно отличаются от сумм, которые отражаются в их расчетных листках.

Продолжая тему оплаты труда, отмечу, что в 2016, как и в 2015 году, не предусмотрены расходы на индексацию зарплаты работников бюджетной сферы, притом что рост потребительских цен в текущем году ожидается на уровне 12%, а цифры 2016 года — 6,4% — вызывают у аналитиков серьезные сомнения. Сокращаются расходы федерального бюджета и на частичную компенсацию расходов субъектов РФ на реализацию указов президента от 7 мая 2012 года. Разумеется, все эти меры не могут не сказаться на обеспечении реализации ранее утвержденных “дорожных карт” в этой части. И неслучайно регионам вновь предлагается их корректировка, а соответствующим постановлением правительства предусмотрена фактическая фиксация в 2016 году номинальной зарплаты в среднем по отдельным категориям бюджетников на уровне не ниже уровня 2015 года.

Не могу не остановиться еще на одной позиции, обозначенной в указе президента, — это утверждение базовых окладов по профессиональным квалификационным группам. До конца года осталось немного времени, а решение этого вопроса — реальное, обеспечивающее единство подходов к минимальным гарантиям в оплате труда, с учетом отраслевой специфики — правительственной стороной пока не предложено. А люди ждут! Разумеется, объективные трудности есть — на это потребуются дополнительные финансовые средства. Но в здравоохранении можно было бы целевым порядком использовать как раз тот объем финансовых средств, который планируется изъять в пользу федерального бюджета.

 НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ СВЕРТЫВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ГАРАНТИЙ

Разумеется, все мы понимаем, что в планируемый период на динамику экономических показателей будут влиять последствия переживаемого российской экономикой кризиса, а также геополитические риски, в том числе связанные с санкционным режимом. Однако это не дает оснований рассматривать текущие условия как обстоятельства, оправдывающие свертывание социально-трудовых гарантий. Еще раз подчеркну: дальнейшее обострение проблемы финансирования здравоохранения и без того крайне низкого уровня материальной оценки труда медиков не позволит разрешить критическую ситуацию с кадровым обеспечением отрасли. А это сопряжено с ухудшением качества и снижением объемов оказываемой медпомощи населению.

Свое видение ситуации и перспектив финансового обеспечения отрасли наш профсоюз направил в адрес профильного комитета Госдумы РФ и председателя Совета Федерации РФ В. Матвиенко.

Вместе с тем со страниц нашей газеты я обращаюсь к коллегам по профсоюзному движению, к лидерам отраслевых профсоюзов и территориальных объединений профорганизаций. Понимание того, что качественная медпомощь не может быть дешевой, должно консолидировать наши общие позиции в работе с депутатами Госдумы и сенаторами Совета Федерации. Ведь это они будут принимать федеральный бюджет и бюджет ФФОМС! Предстоит нелегкая работа и с региональными законодательными собраниями в ходе разработки региональных бюджетов, двух и трехсторонних соглашений, в которых должны быть заложены конкретные показатели, обеспечивающие доступность и качество медицинской помощи в субъектах РФ.

Финансовое обеспечение здравоохранения, создание условий для привлечения и закрепления высокопрофессиональных кадров — это основа обеспечения здоровья и работоспособности членов профсоюзов, независимо от их ведомственной принадлежности. Это лежит в основе роста производительности труда, снижения заболеваемости, в том числе профессиональной, и затрат работодателей на оздоровление работников, а Фонда соцстраха — на оплату листков нетрудоспособности и т.д. Экономическую цепочку взаимосвязи всех этих факторов можно продолжить.

В конечном счете — это здоровье нации, а значит — наша общая забота!

Источник: solidarnost.org





Поделиться:  


Календарь профсоюзных событий


НАШ TELEGRAM КАНАЛ
НАШ YOUTUBE КАНАЛ
В ПОМОЩЬ ПРОФАКТИВУ
ЗНАЙ СВОИ ПРАВА!
Наши партнеры