Всё по планов громадью. Первые законы нового года
В плане социальных гарантий, которые должны заработать со следующего года, этот самый следующий год просто сказка какая-то.
Тут вам и увеличение МРОТ с ПМ, и пособия на детей, и объединение социальных фондов (что преподносится как абсолютный плюс, но если вы такие умные теперь, то где же вы были раньше, а ведь раньше тоже действительно были плюс-минус вы…) и многое другое. И, знаете, «Солидарность» не собирается портить вам новогоднее настроение, если оно у вас есть. С этим в следующем году справятся и без нас куда более компетентные люди. Мы просто поднимем пару-другую тостов.
ЗА МРОТ, ПМ, ЗА BONEY-M!
В этот знаменательный день хочется поднять бокал за наше правительство, которое внесло в Госдуму и, наверняка не без боев, продавило повышение со следующего года минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. Которые составят, соответственно, 16 242 и 14 375 рублей в месяц. Тут, кстати, довольно мало места для иронии, если кто ожидал ее здесь встретить. Дело в том, что тот же МРОТ уже повышался в июне на 10%, и вот с нового года – еще на 6,3%. При том, что инфляция по итогам года прогнозируется на уровне около 12,5%. Так что, казалось бы, при всем желании не прикопаешься.
Но у гражданина с хорошей памятью за пазухой должно было заваляться одно увесистое «но». Только еще в 2021 году правительство практически в превентивном порядке (поинтересовавшись мнением социальных партнеров лишь для галочки) изменило сам порядок исчисления МРОТ и ПМ. Если до того они были привязаны к стоимости потребительской корзины, то после – к медианным значениям зарплат и доходов по стране соответственно. Не исключено, что чиновникам просто надоело спорить с профсоюзами по поводу наполнения потребкорзины. Так или нет, но факт стал и остается фактом: методика расчетов поменялась.
Но не продержалась долго: с 2023 года ее применение приостановлено, а какими будут МРОТ и ПМ в дальнейшем, правительство предоставило решать самому себе. Красота решений одних требует жертв от других.
За красоту!
ЕДВ, ЕПД И Т.Д.
Зато кое-что должно существенно облегчить жизнь семей с детьми, нуждающихся в пособиях от государства. Тут все просто объяснить. Если раньше пособия были разных видов в зависимости от возраста ребенка, и на каждом этапе нужно было собирать бумажки и обивать пороги, то теперь пособие сможет автоматически «сопровождать» ребенка еще со времени пребывания у мамы в животе и до достижения 17 лет. Удобно? – уж куда удобней, чем было, во всяком случае.
Есть, правда, одно не очень удобное соображение. Для получения такого пособия среднедушевой доход семьи должен быть не выше прожиточного минимума на душу населения в регионе проживания. Таким образом, власти как бы признают, что вместо решения проблемы бедности они занимаются «поддержкой бедности» — в прямом и любом другом смысле. Справедливости ради, одновременно работает множество программ поддержки занятости, что профсоюзами только всячески приветствуется. Нет, социальные выплаты это тоже неплохо: когда приходится худо, уж лучше с ними, чем без них. Но они ведь не решают проблему бедности как таковую. Как, кстати, и программы занятости сами по себе не сводят на нет базовое профсоюзное требование: работающий человек не должен быть бедным!
А пока поднимем бокалы за наши подтяжки!
ПО БОЛЬНОМУ
Придется, наверное, особо оговориться, что нашей целью не является, извините за каламбур, оговорить органы власти, обязательно в чем-то подкузьминить их. Вовсе нет. Вот, например, «Солидарность» много лет подряд писала о нехватке лекарств для детей с редкими заболеваниями. И в итоге (далеко не только нашими молитвами, конечно) в Кремле приняли решение увеличить НДФЛ на доходы сверх 5 миллионов рублей в год с 13% до 15%. «Излишки» идут в специальный фонд «на лекарства». Дай бог, если это выполняется на самом деле, не мешало бы проверить, кстати.
Это все к чему. Как сообщается на сайте Госдумы, «лекарственное обеспечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими или хроническими заболеваниями, в том числе редкими», передается в специальный фонд «Круг добра». Финансирование которого из федерального бюджета за счет увеличения числа категорий тех, кому от него положена помощь, будет больше на 21 млрд рублей ежегодно. Это, безусловно, хорошо. Если в правлении фонда всегда будут ответственные и сердечные люди.
За веру в человека!
СЛИВАЕМ. ДВА В ОДНО
Ну, и, конечно, стоит отметить главный и самый, пожалуй, долгожданный сюрприз наступающего года. Если, конечно, в категориях долгожданности вообще можно говорить о сюрпризах. Но, поскольку речь идет о своего рода эксперименте, главные сюрпризы, наверняка и, не дай бог увы, еще впереди. Речь, конечно, идет об объединении Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования в единый Социальный фонд.
Говорится, что отныне «люди смогут обратиться за льготами и выплатами в один фонд, в одно окно». А «сэкономленные при слиянии средства пойдут на увеличение соцвыплат». Звучит недурно, правда? Но в то же время недурно было бы задуматься и о двух других вещах.
Первое: а разве принцип «одного окна» не является и без того одним из самых успешных проектов правительства? (Тут без иронии; по крайней мере, в крупных городах работа многофункциональных центров налажена действительно качественно.) А тут, условно говоря, какая гражданину особая разница – отстоять в одной очереди или в другой при альтернативе сделать все в разы быстрее через «Госуслуги»?
И второе: про экономию при слиянии фондов на содержании административного аппарата. В том смысле что «лишние» деньги якобы пойдут «на увеличение соцвыплат». Вопрос прост: а на каком основании они туда пойдут? Разве выплаты больше не зависят от размеров поступающих взносов? Могут ли в принципе выплаты зависеть от численности штата фонда? Дело пахнет популизмом, но посмотрим, чем оно кончится. Все-таки, несмотря ни на что, есть еще основания надеяться, что мы успеем увидеть результат (это, на всякий случай, в контексте повышения пенсионного возраста).
Так что: Будем живы! И счастливы.
Источник: https://solidarnost.org/articles/vse-po-planov-gromadyu.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©