«Вся правда об оплате проезда» (газета «Якутия», №18 от 20.02.2015 г.)
«Недавно я разговаривал с директором одного из муниципальных учреждений республики, и он рассказал, что им приходят средства на два-три проезда в год и вопрос, кто их получит, решается на общем собрании коллектива», — так началась наша беседа с председателем Федерации профсоюзов РС(Я) Николаем Дегтяревым. Это прямое нарушение трудового законодательства, сказал он.
К слову сказать, тема оплаты проезда к месту отпуска и обратно очень часто возникает во время отчетов правительства и даже на заседании Совета муниципальных образований.
Законное основание
Статья 325 Трудового кодекса РФ обязывает работодателей предоставлять работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплачиваемый проезд к месту отдыха и обратно как самого работника, так и членов его семьи, являющихся иждивенцами, а также провоз багажа один раз в два года.
В 2014 году на основании решения Верховного суда РФ внесены поправки в часть 8 ст. 325 Трудового кодекса РФ, согласно которому проезд обязаны предоставлять работникам не только бюджетной сферы, а любых предприятий и учреждений независимо от форм собственности.
Кроме того в прошлом году в связи с Годом Арктики правительством республики было принято постановление о софинансировании проезда работников, проживающих в районах Крайнего Севера.
На практике
Федерация профсоюзов собрала данные о реальном положении дел через свои рескомы. «В целом в городах и районных центрах обеспечение оплаченным проездом работников муниципальных учреждений идет нормально, по потребностям, — говорит Николай Дегтярев. — Хотя и не в полной мере, но с принятием постановления решается вопрос в арктических районах. А вот в Центральной и Вилюйской группах улусов ситуация достаточно сложная. Когда я встречался с коллективами, выяснялось, что проезд в отпуск выдается на двух-трех человек. Повторяю: это прямое нарушение трудового законодательства».
Так, в Намском районе из 45 образовательных учреждений проездом в 2014 году смогли воспользоваться только восемь процентов от общего количества работников. Впрочем, то же самое было и в 2012 году. В отдельных муниципальных учреждениях в различных районах республики эта цифра доходит до семи процентов. Правда, иногда приходится слышать, что никто сам не хочет ехать. Это неправда.
Получив данные из разных районов республики, Федерация профсоюзов вышла на Прокуратуру РС(Я), которая начала выборочную проверку в трех районах: Мегино-Кангаласском, Намском и Верхневилюйском. Следующий шаг — полная проверка по всем районам, затем рассмотрение вопроса на Трехсторонней комиссии.
Все дело в методике
Руководители муниципальных учреждений объясняют отказ в оплате проезда своих работников недофинансированием. Но насколько они сами правильно сделали заявку? По правилам до начала следующего финансового года должны быть составлены и согласованы с профкомом графики отпусков с точным указанием количества необходимых проездов на следующий год. Тогда эти средства будут выделены и в виде субвенций поступят в районный бюджет. Более того, вопрос можно решить и во время корректировок республиканского бюджета.
На деле же все происходит совсем иначе. Николай Дегтярев убежден, что понятия «недофинансирование» в этом вопросе вообще не должно быть, так как это является прямым нарушением трудового законодательства. Почему все должны пользоваться этим правом, а сельский бюджетник или жители арктических районов нет?
В отрасли образования требовать средства на проезд от финансовых органов должно управление образования района, а не отвечать директорам школ и детсадов, что на это денег нет. Район же должен востребовать средства на погашение оплаты проезда в виде субвенций из республиканского бюджета.
Казалось бы, чего проще? Есть определенное количество работников бюджетной сферы — половине проезд оплачивается в этом году, второй половине — в следующем. Понятно, что выезжают в отпуск не все, но хотя бы 60 процентов нужно предусматривать. Но долгое время в методике согласно уже отмененному постановлению правительства закладывалось лишь 20 процентов необходимых средств. Постановление-то отменили, но в головах и бухгалтерских базах осталось. Это надо перебороть, считает председатель Федерации профсоюзов.
Есть и еще одна причина. Дело в том, что в действующих методиках нет отдельной строки по возмещению стоимости проездов. Так что даже если средства и были заложены полностью, они все равно растворились бы в общей массе. А у работодателей «дыр» хватает, так что в том, что в итоге денег не хватает именно на проезды, нет ничего удивительного. Минфин перечисляет все заложенные средства, так что изменения нужно начинать с методики, где отдельной строкой внести субвенции на проезд для муниципальных образований.
Что делать остальным?
С прошлого года Трудовой кодекс РФ обязывает всех работодателей независимо от формы собственности оплачивать проезд к месту отпуска один раз в два года. В комментариях сказано, что это должно быть закреплено или в коллективном договоре, или в трудовом договоре работника.
Коллективные договоры обязательны в любом учреждении. Но если по некоторым моментам коллектив и руководство не могут найти общего языка, то этот пункт обязательно должен быть прописан в трудовом договоре с каждым работником. Не в гражданско-правовом, а трудовом.
Кстати, работодателю выгоднее заключить коллективный договор: в нем можно прописать частичное возмещение в зависимости от финансового положения компании с обязательного согласия коллектива на общем собрании. Иными словами, с людьми можно договориться.
Если же даже несмотря на пункт в трудовом или коллективном договоре руководитель не оплачивает проезд, нужно обратиться в трудовую инспекцию или прокуратуру. Когда дойдет до реальных штрафов по 50-100 тысяч рублей за каждого работника, чьи права нарушены, ситуация изменится.
Профсоюзы намерены с помощью прокуратуры проверить ситуацию до июня, то есть начала формирования бюджета на следующий год.
Марина Колбасина