Во власти педагогов
Кабмин возвращается к национальному проекту в сфере образования.
Премьер-министр Дмитрий Медведев считает, что повышение зарплат учителям по стране прошло вполне благопристойно, а отдельные проблемы на местах правительство будет решать, в том числе используя всю свою власть.
В Москве прошло Всероссийское августовское совещание педагогических работников, на котором почти 700 участников со всей страны обсуждали проблемы и пути развития образовательной сферы. В субботу в пленарном заседании принял участие глава кабинета министров, представивший учителям их нового куратора в правительстве. «Два слова скажу для того, чтобы передать бразды правления и представить нового министра образования и науки Ольгу Юрьевну Васильеву. Прошу любить и жаловать», — обратился он к залу и дал слово участникам совещания, чтобы они рассказали, что сегодня волнует педагогическое сообщество.
Большинство пожеланий далеко не новые. Какие-то правительство решает на протяжении последних лет. В частности, по указу президента зарплаты педагогических работников доведены до средней по каждому региону.
Однако, как услышал премьер, средние показатели совершенно не отражают реальность — на деле зарплаты учителей урезаются, несправедливо распределяются премии и дополнительные выплаты за качество работы. Глава правительства заметил на это, что практически каждую неделю получает отчетность о выполнении соответствующего указа, и отчетность эта в общем и целом выглядит весьма прилично. «Но, как только начинаешь говорить о ситуации в целом, сразу возникает масса вопросов, касающихся реально сложившейся ситуации, в том числе так называемых средних показателей, снижений», — согласился Дмитрий Медведев.
— Я хочу, чтобы вы услышали от меня это. Правительство и я, мы знаем об этом и будем делать все для того, чтобы такого рода проблемы снимать, даже при понимании того, что в среднем ситуация выглядит вполне благопристойно, — заявил глава кабмина.
Вновь учителя напомнили о том, что значительную часть времени им приходится отрываться от своих непосредственных педагогических обязанностей ради написания большого количества отчетов в разные ведомства. «Полностью уйти от отчетности не удастся, — предупредил премьер-министр. — Я вам этого обещать не могу. Но эта отчетность должна быть понятной, без повторов, и абсолютно согласен, что эта отчетность не должна содержать в себе общедоступную информацию». До 1 сентября ведомства должны предоставить информацию о возможности уменьшения общего количества отчетности. Медведев пообещал при необходимости внести изменения в законодательство.
Большой блок вопросов и обращений был связан с состоянием школьной инфраструктуры. Учителя единогласно поддержали программу по реконструкции и строительству новых школ, запущенную в этом году. «Инфраструктура школьного образования — это та основа, без которой образование развиваться просто не может», — объяснил глава кабмина ход рассуждений правительства. Если негде будет заниматься, то образование будет деградировать и престиж учителя будет деградировать.
— Хочу прямо здесь заверить, что мы эту программу реализуем до конца, чего бы это ни стоило, — заявил Медведев.
За 10 лет — до 2025 года — предстоит создать около 6,5 миллиона новых школьных мест. В текущем году правительство выделило 25 миллиардов рублей на реализацию этой программы. Это позволит построить в регионах около 100 школ.
Одними школами потребности образовательной сферы не ограничиваются. Ранее усилиями федерального центра в регионы поставили более 26 тысяч школьных автобусов, но годы идут, и парк техники устаревает. В ситуации, когда регионы испытывают проблемы с собственными средствами, правительство вновь возвращается к закупке автобусов для школ. «Вчера я подписал первое распоряжение о закупке новых автобусов для поставки в регионы, — сообщил глава кабинета министров. — Это 1800 новых школьных автобусов в 2016 году на сумму 3 миллиарда рублей».
Предложений и просьб к правительству была масса. Например, поддержать отечественных производителей школьного оборудования. Или выделить средства на закупку в школы учебников, поскольку сегодня бесплатными учебниками обеспечено только две трети учеников.
Понимая, что для развития школьного образования требуется целый комплекс мер, правильные государственные решения и государственная воля, правительство снова возвращается к национальному проекту в этой сфере, но на качественно ином уровне, уточнил Дмитрий Медведев. В ближайшее время он пообещал провести заседание президиума совета по стратегическому развитию на эту тему.
— Все вы помните известную фразу Черчилля о том, что учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. Справедливо, — заявил глава кабмина. — Но я уверен со своей стороны, что и премьер-министр, и правительство нашей страны должны использовать свою немалую власть для развития нашей российской школы и для поддержки педагогов. Не сомневайтесь, мы эту власть используем.
Продемонстрировал он это незамедлительно, попросив ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимира Мау сделать в зале нормальную систему кондиционирования, чтобы и будущие совещания педагогов, и тот же Гайдаровский форум проходили в более комфортных условиях. «За счет внутренних резервов — за деньгами не приходите», — уточнил Медведев.
Источник: www.rg.ru