Социальные услуги — на аутсорсинг
Минфин готовится облегчить бюджет.
В Госдуме обсуждается правительственный законопроект, упрощающий доступ НКО к бюджетным деньгам для оказания населению социальных услуг. В частности — в сфере медицины и образования. Чиновники настаивают на том, что качество и доступность услуг в результате улучшатся, однако депутаты сомневаются как минимум в прозрачности будущих конкурсов. А профсоюзы выступают решительно против законопроекта, исполнение которого может привести “к развалу публичных обязательств государства в социальной сфере”.
Замминистра финансов Алексей Лавров 7 ноября представил в комитете Госдумы по труду законопроект “О государственном социальном заказе на оказание государственных услуг в социальной сфере”. Как сказано в пояснительной записке, проект направлен на “обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению”. Или, если коротко, инициатива дает “социальным” НКО зеленый свет в деле освоения бюджетов всех уровней.
К этому, указывают авторы законопроекта, неоднократно в своих посланиях Федеральному собранию призывал президент — ради повышения доступности и качества услуг. Таковое повышение и заявлено основной целью инициативы. По идее, “потребителям”, то есть россиянам, станет в результате комфортнее в сферах образования, здравоохранения, занятости населения, социальной защиты, физкультуры и спорта. (Отметим, сфера культуры в законопроекте выведена за скобки.) Повышения качества услуг хотят достичь за счет усиленной конкуренции: как НКО друг с другом, так и государственных учреждений с НКО.
При этом строгой конкретики в законопроекте можно не искать: авторы сами называют его рамочным. А, к примеру, порядок формирования госзаказов должен будет утверждаться отдельными нормативными правовыми актами федерального или регионального правительства или муниципальными властями. Это, между прочим, относится и к понятию качества оказываемой услуги — оно сможет варьироваться в зависимости от представлений чиновников о прекрасном, если его параметры не утверждены специальными законами.
Таким образом, заявления о грядущем повышении качества услуг представляются как минимум спорными. Чего стоит, к примеру, одна только такая формулировка (п. 1 ст. 7 законопроекта): “Исполнением социального заказа является достижение показателей объема и качества или объема оказания услуги с учетом допустимых возможных отклонений от показателей, установленных при формировании заказа”. Причем итоговый отчет НКО сможет написать сама за себя без какого-либо контроля со стороны государства или граждан (это следует из п. 4 ст. 7). Исходя из всего вышесказанного, можно предположить: настоящей целью законопроекта является не повышение качества социальных услуг, а снятие с государства ответственности за их выполнение. Сюда же, к слову, из пояснительной записки: “…власти должны отвечать не за содержание подведомственной им сети учреждений, а за доступность и качество услуг”. Или — “законопроект не вменяет [властям] в обязанность использовать конкурентные способы отбора исполнителей услуг”.
Члены комитета по труду задались теми же, по сути, вопросами: чего ради нужен такой законопроект, как будет определяться качество услуг и контролироваться ценообразование, где хоть какие-нибудь стандарты? Глава комитета Ярослав Нилов, в частности, привел пример Подмосковья, где в социальной сфере “понаплодили НКО каких-то непонятных, и творится полный бардак”. В ответ депутаты получали в основном все те же “рамочные” цитаты из законопроекта.
Есть вопросы к документу и у профсоюзов: ФНПР ранее направила резко отрицательный отзыв на законопроект в Российскую трехстороннюю комиссию. “Предлагаемые правительством решения представляются не только необоснованными и малоэффективными, но и социально опасными, особенно с учетом нынешнего падения покупательной способности населения”, — говорится в письме от профсоюзной стороны РТК. Кроме того, профсоюзы уверены: качество социальных услуг падает не столько от отсутствия конкуренции, сколько от проводимой правительством экономической политики — консервации затрат на “социалку”, сокращения работников профильных госучреждений, недоиндексации зарплат бюджетникам и недооценки труда в целом. “Реализуемые [в законопроекте] социально безответственные подходы ведут не только к снижению доступности и качества государственных услуг, но и к развалу системы публичных обязательств государства в социальной сфере”, — уверены в ФНПР.
Впрочем, такой отзыв (равно как и собственный скепсис) не помешал членам комитета поддержать концепцию законопроекта перед первым чтением. С той, правда, оговоркой, что оно состоится не ранее того, как будут готовы поправки ко второму. По плану правительства, закон должен заработать в 2021 году.
Источник: www.solidarnost.org
Из рубрики “Парламентская хроника”