Сколько нужно уволить библиотекарей, чтобы выполнить указ президента?
Глава Алтайского крайкома профсоюза работников культуры рассказала, как региональные муниципалитеты “оптимизируют” отрасль.
Тревожная весть о сокращении штата Централизованной библиотечной системы (ЦБС) города Заринска на одиннадцать с половиной единиц (включая семь библиотекарей) прилетела в профсоюз работников культуры Алтайского края еще в конце марта. Семь квалифицированных сотрудников будут уволены 28 мая, на следующий день после своего профессионального праздника. Из них одна — воспитывает несовершеннолетних детей. Кому-то — осталось всего несколько месяцев до пенсии и звания ветерана труда. Таким образом, читальный зал в детской библиотеке полностью расформируют, а в зале для взрослых будет один библиотекарь.
Оставшимся работникам в очередной раз грозит увеличение нагрузки. Хотя “нормы”, “нагрузка”, “бюджет рабочего времени” — понятия в сфере культуры неизвестные, не берутся во внимание, нормирование труда не проводилось никогда.
Ольга Феоктистова — ведущий библиотекарь отдела обслуживания Центральной детской библиотеки и председатель первички. Ее стаж работы в ЦБС — 28 лет. Как и коллеги, она была уведомлена, что ее должность убирается из штатного расписания. Руководит первичкой Ольга Петровна больше 10 лет. Раньше профсоюзная организация была примером активности, организованности и единства не только в среде работников, а и для прежнего директора, с которым удавалось достигать конструктивных решений. По “естественным” причинам, из-за сокращений и увольнений, даже среди оставшихся 28 работников в профсоюзе состоят не все.
Новый директор, Евгения Гнидина, профсоюз не признает, вступать в него она демонстративно отказалась. Мало того, Гнидина считает все выступления профкома в защиту работников, в защиту всего учреждения — бесполезными. Да и как иначе, ведь сама же директор в который раз составляет список тех, кто должен быть уволен. На вопросы, как формируется этот список, почему не проведены аттестация и нормирование труда, почему не берется во внимание образование, не учитываются опыт и эффективность работы, директор заученно отвечает, что “сокращаются ставки, а не люди”, и специальность с образованием не имеют значения. Вот таков уровень квалификации, знание законодательства у директора ЦБС. К тому же в библиотечном деле она не является специалистом.
Руководствуясь статьей 374 ТК РФ, директор запросила в краевом комитете профсоюза предварительное согласие на расторжение трудового договора с председателем профорганизации ЦБС Ольгой Феоктистовой. Естественно, согласия президиум краевого комитета не дал. Причина увольнения, которая звучала как “необходимость оптимизации бюджета города Заринска”, выглядит откровенно надуманной. Оптимизация бюджета города — это задача администрации Заринска, но никак не директора конкретного учреждения. Понятия “оптимизация” в Бюджетном кодексе нет, а вот процессы оптимизации лихорадят сферу культуры ежегодно.
На самом же деле администрация Заринска увольняет сотрудников библиотек (и сейчас, и ранее) только для того, чтобы исполнить показатель “дорожной карты” по зарплате. Но на повышение зарплат деньги не предусматривались, лишь на обеспечение МРОТ. Экономия фонда оплаты труда, урезанная доля средств из скудного бюджета, разовые дополнительные вливания в конце года из дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности да пресловутая “оптимизация”, ставшая синонимом сокращения, — вот перечень способов повышения зарплаты для выполнения майских указов президента РФ.
В учреждениях культуры Заринска и многих муниципалитетов за штат выведены дворники, уборщики и прочий вспомогательный, технический персонал. Хотя они трудятся в библиотеках, домах культуры, музеях, их работодатели — не директора этих учреждений, а руководители муниципальных органов управления культурой. Вот такой заемный труд стал распространенной формой трудовых отношений — и опять под предлогом выполнения майских указов президента.
Дело в том, что майские указы 2012 года предусматривали ускоренный рост зарплаты только для некоторых категорий трудящихся. Например, для учителей и преподавателей дополнительного образования, или для врачей и среднего медперсонала в здравоохранении, а в сфере культуры за все это время так и не определились, кому именно увеличивать доход и кто такой работник культуры. В расчет средней зарплаты идут приличные гонорары руководителей, их замов и главных бухгалтеров, а еще плата за труд неквалифицированных работников. Поэтому так настойчиво избавляются от низкооплачиваемой части штата. Нет человека — не нужно ему зарплату повышать.
Но все эти манипуляции дают разовый эффект. Наступает новый год, появляются новые контрольные показатели. А фонд оплаты труда остается неизменным, и все идет по прежней схеме: экономия, сокращение, ожидание “подачки” из краевого бюджета, так как все муниципалитеты в крае дотационные.
Профсоюзы края признают социальное партнерство как цивилизованный путь решения проблем в сфере трудовых отношений. Поэтому крайком профсоюза направил письмо главе города Заринска Ивану Терешкину с предложением разобраться в происходящем и прекратить необоснованные увольнения. Как председатель краевой профорганизации, я также звонила ему, приводила доводы, почему продолжать в таком ключе больше нельзя. Терешкин в ответ сообщил, что направил юриста “разобраться”, и рассказал о выпадающих доходах и непредвиденных расходах городского бюджета.
Спустя неделю был получен официальный ответ, в котором перечислялись примеры других муниципалитетов, где тоже сокращали число работников. Так сказать, дурной пример заразителен. В качестве обоснования приводилась таблица, показывающая, как снизились в 2018 году показатели работы библиотек с предыдущего года. Администрация города считает это железным аргументом, обосновывающим и оправдывающим сокращение штата библиотечной системы на 40%. Хотя этот аргумент должен был как раз насторожить, стать доказательством того, что сокращение штатной численности (а ранее работу потеряли уже больше 20 человек), ведет к ухудшению работы библиотек. Если продолжать в том же духе, то через год и эти показатели не будут достигнуты.
Необоснованное, бездумное урезание трудовых ресурсов ухудшает условия для оказания качественных услуг населению. Очевидные для экономики вещи — в сфере культуры не очевидны! И ведь не одни библиотекари ропщут, воспитатели в детсадах и учителя тоже сожалеют, что ряд программ в детской библиотеке свернули.
На собрании, когда сообщили о намерениях администрации уволить библиотекарей, тем, чьи должности сокращаются, предложили “выход”: обучиться другим специальностям. Например, посоветовали пойти учиться на пекарей, которые в Заринске якобы востребованы. А библиотекари, мол, не нужны. И все, наверное, можно было стерпеть, если бы зарплата реально росла. Но в штатном расписании у библиотекарей Заринска стоит голый МРОТ. За счет месяцев, когда выплачивают надбавки, кое-как выходит в среднем 16 тысяч.
Так сколько же еще нужно сократить библиотекарей, чтобы повысить зарплату оставшимся до 25 тысяч рублей?
Источник: www.solidarnost.org
Автор письма –
председатель Алтайской краевой организации
Российского профсоюза работников культуры