Сила профсоюза: всегда ли перемены во благо? (газета «Якутия», №12 (33549) от 30 марта 2023 г.)
Десятки судов по защите трудовых прав работников выиграла за долгую историю своего существования Якутская республиканская организация профсоюза работников здравоохранения РФ. Под силу ли это будет «карманным» профсоюзам? В Рескоме Профсоюза уверены: нет.
Новое время – новые вызовы
…Сегодня в составе Якутской республиканской организации профсоюза работников здравоохранения РФ более 23 тысяч членов – от студентов до пенсионеров. При этом сам Реском Профсоюза является одной из тех 80 региональных организаций, которые входят в структуру Профсоюза работников здравоохранения РФ – одного из самых многочисленных отраслевых профессиональных объединений России.
Новое время обозначило новые вызовы. Более 4 млн рублей выделил Реском Профсоюза на нужды ЛПУ с начала пандемии коронавируса. На них закупались СИЗы и горячие обеды для медиков, выхаживавших больных ковидом, формировалась материальная помощь семьям тех медицинских работников, кто, спасая больных, умер от коронавируса сам.
— Параллельно нам удалось добиться сохранения средней зарплаты тем медицинским работникам, которые из-за ковида находились в вынужденном простое. А также включить в Перечень работников, получающих дополнительные стимулирующие выплаты за особые условия труда в период пандемии, сотрудников «Станции скорой медицинской помощи» г.Якутска и отделений СМП в ЦРБ, а также санавиации, диагностических отделений, патологоанатомической службы, — говорит Полина Тимофеевна.
А годом позже, в 2021-м, когда многие районы Якутии пострадали от катастрофических лесных пожаров, Реском Профсоюза обратился в Центральный комитет профсоюза работников здравоохранения РФ. Солидарность выразилась в том, что 53 региональные организации Профсоюза со всей России оказали финансовую помощь в сумме 1,5 млн. рублей – на материальную помощь пострадавшим и выплаты медикам-волонтерам.
— Специальная военная операция, начавшаяся в 2022 году, внесла новые компоненты в нашу работу. Сегодня мы контролируем сохранение рабочих мест за мобилизованными, оказываем им и членам их семей юридическое сопровождение и финансовую помощь. И это – лишь малая часть той работы, которую ведет Реском. Ее смысл и суть – выдвигать обоснованные требования по защите трудовых прав работников и добиваться, чтобы они были услышаны, — говорит Полина Бугаева.
Профсоюзы или профанация?
Впрочем, с недавних пор к заботам профсоюзных лидеров отрасли добавились новые – из разряда «откуда не ждали». Профсоюзы двух лечебных учреждений Якутска в полном составе решили покинуть ряды Якутской республиканской организации профсоюза работников здравоохранения РФ.
— По странному стечению обстоятельств, произошло это после того, как в 2018 году было принято распоряжение Правительства РС(Я) о том, что внебюджетные средства должны входить в общий план финансово-хозяйственной деятельности учреждения и ужесточился контроль за использованием финансов. Очевидно, тогда у главных врачей возник вопрос: где брать средства на различные мероприятия, включая представительские расходы? И, вероятно, они не нашли ничего лучшего, как сначала сократить размер взносов, отчисляемых в Реском Профсоюза, а затем и вовсе выйти из общей профсоюзной структуры, — говорит Полина Бугаева.
Все это стало неприятным сюрпризом для ЯРО ПРЗ РФ. И дело не только в эффекте неожиданности, но и в том, что был нарушен Устав Профсоюза работников здравоохранения РФ, который обязателен для всех.
— Мы объясняли им, что, во-первых, они не имели права самостоятельно менять размер взносов — это прерогатива вышестоящих органов Профсоюза. Ведь именно из этих взносов формируется тот валовый сбор средств, на котором строится финансовая основа деятельности Профсоюза работников здравоохранения РФ и Профсоюзов России в целом. Во-вторых, была нарушена и процедура выхода, поскольку опять же согласно Уставу решение о ликвидации первичной профсоюзной организации может вынести только Президиум республиканского комитета профсоюза. И только после проверки контрольно-ревизионной комиссией расходования средств профсоюзного бюджета — говорит Полина Бугаева.
При этом, как признаются в Рескоме, более всего их волнует то, что появится в этих ЛПУ вместо упраздненных первичных профсоюзных организаций Профсоюза работников здравоохранения РФ? Как считает заведующий отделом по социальной защите – технический инспектор труда ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ Василий Брыжаха, прежде всего это чревато тем, что теперь трудовые права сотрудников этих медицинских организаций могут оказаться без защиты вовсе.
— В одной медорганизации новый профсоюз как бы создан, но мы убеждены, что существует он в основном на бумаге. Реальной защитой трудовых прав работников заниматься он не может по нескольким причинам. Согласно Уставу Профсоюза работников здравоохранения РФ основная задача профсоюза – защита социально-трудовых профессиональных прав и интересов членов профсоюза. При этом права самих председателей профсоюзных «первичек» защищает ст.374 Трудового Кодекса РФ, которая гласит: «По отдельным основаниям допускается увольнение председателей (их заместителей) только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа». У них теперь его нет. То есть в случае конфликта работодатель ни с кем увольнение председателя такой профсоюзной «первички» согласовывать не обязан. А это значит, что сам председатель такого профсоюза никем и ничем не защищен. Так о какой независимости профсоюза тут можно говорить? И сможет ли он реально отстаивать права других работников? — говорит Василий Брыжаха.
Еще одна немаловажная деталь – отсутствие соответствующих компетенций, необходимых для защиты социально-трудовых прав.
— Согласно ст. 370 Трудового Кодекса РФ на уровне общероссийских профсоюзов создаются техинспекции, отвечающие за охрану труда, а также правовые инспекции, контролирующие выполнение правовых актов. При этом профсоюзный инспектор труда вправе беспрепятственно посещать любых работодателей, осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства, независимую экспертизу условий труда и пр. Что немаловажно, инспекторы должны иметь соответствующее образование. Лишь обладая нужной квалификацией, можно заниматься реальной защитой прав работников вплоть до обращения в суды, что мы и делаем. Вряд ли такие возможности будут у профсоюзов этих медорганизаций, — считает Василий Брыжаха.
Как полагают в Рескоме, медики этих лечебных учреждений либо были введены в заблуждение, либо просто еще не поняли, что произошло. Но то, что последствия могут быть серьезные, здесь не сомневаются.
— Возможно, пока они не почувствовали никаких изменений, что вполне объяснимо. Реском Профсоюза, заключая с Минздравом РС(Я) отраслевое соглашение по регулированию социально-трудовых отношений, добивается преференций для всех работников отрасли. Так что, формально к нам уже не относясь, они продолжают пользоваться плодами нашего труда. Однако нужно помнить, что такой «карманный» профсоюз абсолютно беззащитен перед работодателем. Сегодня все хорошо. А завтра? – говорит Полина Бугаева.
Именно об этом в Рескоме Профсоюза призывают подумать своих бывших членов. И напоминают старую истину: Профсоюз как «Скорая помощь». Пока все благополучно, он не сильно-то и нужен, а как только припечет, ищут его защиту. Главное, чтобы нашлось кому защитить…
Елена Петрова.