Работодатель пятой категории риска. Трудовая инспекция будет проверять не всех
Правительство РФ намерено ограничить руководителям социальных фондов максимальную зарплату, а работодателей предлагает поделить по категориям риска. Профсоюзы в обоих случаях предостерегают: все может быть не так гладко, как на бумаге.
По их мнению, лучше подходить к этим вопросам иначе. Как? Об этом говорили на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) 29 ноября.
В ДЕСЯТЬ РАЗ БОЛЬШЕ
Летом в Трудовой кодекс РФ были внесены поправки, по которым предельное соотношение зарплат руководителей внебюджетных фондов и их сотрудников будет регулироваться правительством. До сих пор какой-либо законодательно закрепленной максимальной разницы между зарплатами не было. 29 ноября замминистра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова рассказала о предлагаемых Минтрудом показателях.
Так, отношение зарплаты председателя Фонда соцстраха к средней зарплате его сотрудников предлагается установить в размере 8,5; председателя правления Пенсионного фонда — 9,3. Их заместителям и главным бухгалтерам зарплаты ограничат коэффициентами от 6 до 8. Самый низкий коэффициент у председателя Фонда обязательного медицинского страхования — 7,8. У его заместителя и главного бухгалтера — от 3,6 до 6,4.
Средняя зарплата в Пенсионном фонде в 2016 году составляет около 32 тыс. рублей в месяц.
Это самое высокое соотношение между зарплатами руководителей и сотрудников госучреждений из предложенных на сегодня. Более привычный коэффициент равняется 8. Предложение Минтруда обусловлено “особой ролью государственного управления финансами пенсионного обеспечения, обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и системы обязательного медицинского страхования”, как сказано в пояснительной записке к проекту. По сути, инициатива министерства просто закрепляет существующую на сегодня в фондах разницу в зарплатах.
Профсоюзная сторона крайне негативно отнеслась к предложенным коэффициентам. В частности, возник вопрос, почему берется средняя зарплата сотрудников фондов, а не тех, кто, собственно, и платит взносы со своей зарплаты в эти фонды. После жаркой дискуссии зампред ФНПР Нина Кузьмина подытожила:
— Ресурсная база фондов формируется из страховых взносов зарплаты застрахованных, вот почему возникло предложение привязывать оплату труда руководителей не к зарплате работников фондов, а к зарплате тех, чьими усилиями и формируется ресурсная база. Мы должны это учесть в будущем.
Кроме того, профсоюзы неоднократно говорили на заседаниях РТК о том, что социальные партнеры должны на паритетных основах участвовать в управлении социальными фондами — тогда бы столь острых дискуссий не возникало. Это предложение было добавлено в решение РТК по данному вопросу.
РИСКОВАННЫЕ РАБОТОДАТЕЛИ
Заместитель министра труда Григорий Лекарев рассказал, как планируется поменять госконтроль за соблюдением Трудового кодекса и иных нормативных правовых актов. Дело в том, что у федеральной инспекции труда не хватает ресурсов на то, чтобы проверять всех. Поэтому предлагается применить ориентированный на риск подход, который, в случае принятия, вступит в силу с 1 июня 2017 года.
Его суть заключается в том, что компаниям присвоят определенную категорию риска, класс опасности относительно “ценностей в сфере труда”, таких как жизнь и здоровье работников, иные их права и интересы. Таких категорий будет пять: низкая, умеренная, средняя, значительная и высокая. Частота плановых проверок будет зависеть от присвоенной работодателю категории. Для высокой — раз в три года, для значительной — раз в четыре года, для средней — не чаще раза в пять лет, для умеренной — не чаще чем раз в шесть лет. В отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки проводиться не будут.
— Внеплановые проверки будут осуществляться в прежнем режиме по заявлению работников или по обращению профсоюза, — пояснил Лекарев.
Лидер Росуглепрофа Иван Мохначук возразил, что бывают ситуации, когда нарушения есть, но люди боятся пожаловаться в трудовую инспекцию, поскольку могут быть уволены. Если на таком предприятии нет профсоюзной организации, которая могла бы инициировать проверку, трудовой инспектор туда никогда не придет. По закону, не сможет туда прийти и представитель профсоюза — если там нет первички.
— Предлагаю профсоюзным правовым и техническим инспекторам дать статус общественного инспектора с наделением их всеми правами государственного инспектора, за исключением двух: штрафовать и останавливать работу предприятия. В этом случае профсоюзный инспектор будет иметь право прийти на любое предприятие своей отрасли, написать предписание на нарушение, и работодатель должен будет реагировать как на предписание государственного инспектора. Но общественные инспекторы не наказывают работодателя. Конечно, инспектор должен иметь определенное образование, пройти определенную аттестацию. И только при этих условиях можно говорить о том, что государственные органы могут ослабить контроль. В противном случае мы только усугубим ситуацию, — пояснил Мохначук.
Вице-премьер Ольга Голодец порекомендовала профсоюзной стороне письменно сформулировать это предложение, чтобы обсудить его на следующих заседаниях РТК.
Источник: www.solidarnost.org