677000, Республика Саха (Якутия)
г. Якутск, ул. Курашова, д. 24

8-(4112)-403-173

Пришел за лыжами, а попал в профсоюз

Главная » Новости » Пришел за лыжами, а попал в профсоюз

Поделиться:  


В канун нового года Сергей Лейканд, председатель Молодежного совета «Нефтегазстройпрофсоюза» России, ведущий специалист отдела организационно-профсоюзной работы аппарата НГСП и заместитель председателя Молодежного совета ФНПР провел обучающий тренинг в Школе молодого профлидера Федерации профсоюзов Республики Татарстан.

О том, как и почему, получивший два высших образования по специальностям математика и экономиста-менеджера, он стал заниматься профсоюзной деятельностью, о проблемах молодежного профсоюзного актива, мотивации молодежи – в нашем интервью с Сергеем Лейкандом.
– Сергей, как часто вы занимаетесь обучением молодежного профактива?
– За этот год я провожу уже четвертый или пятый семинар. С удовольствием откликаюсь на просьбы из регионов принять участие в обучении молодежного профактива. Тем более и председатель нашего профсоюза Лев Моисеевич Миронов к этому положительно относится, всегда отпускает. Ну, и для меня это определенный навык, который помогает в работе.
– Где вы проходили подготовку, скажем, по проведению тренингов?
– Конкретной подготовки не было, я считаю себя учеником Евгении Викторовны Есениной – это секретарь нашего профсоюза по обучению, человек с богатым опытом проведения семинаров, работы в группах, внедрения активных методов обучения. Использую материал методических пособий, разработанных ею по различным направлениям профсоюзной деятельности – переговорам, мотивации профсоюзного членства и другим. Все это мы преподносим в игровой форме, через активные методы обучения. Где-то я и сам уже начинаю упражнения придумывать, используя свой опыт работы как в первичке, так и в профсоюзе.
– В какой первичке?
– «ГазпромтрансгазСаратов».
– А когда пересеклись с профсоюзом?
– Честно скажу, в институте с профсоюзом я не контактировал, спокойно учился, получал образование, получил диплом. Наш профсоюз достаточно многочисленный, на предприятиях Газпрома, Роснефти, Лукойла, Татнефти, Сибура достаточно большая численность членов профсоюза. Поэтому, когда начал работать, то сразу же вступил в профсоюз. Помню, надо было выступить командой филиала нашего вычислительного центра, где я инженером-программистом работал, в соревнованиях, а лыж не было. Пошел просить лыжи, а получилось, что увлекся профсоюзом. Меня здесь заметили, предложили возглавить комиссию профкома по спортивно-массовой работе. Потом одно обучение, другое. В 2007 году мы встретились в Волгограде с Евгенией Викторовной на программе «Молодой профсоюзный лидер» и тогда я окончательно понял, что это – мое, в профсоюзе мне интересно. Интересно заниматься правовой, технической работой, есть возможности для саморазвития. Понял, что молодежь в профсоюзе ждут.
– Какому вопросу был посвящен тренинг, который вы проводили с членами нашего Молодежного совета?
– Мотивации профсоюзного членства.
– Думаю тема не из легких не только для молодежи?
– Хочу сказать, что процесс мотивации сугубо индивидуален. Каждый человек – это личность. Задача профсоюзного лидера заключается в том, чтобы выявить, что человек хочет. На каждом семинаре я стараюсь ребятам доказать, что нужно исходить прежде всего от человека, не агитировать всех скопом. Один на один легче понять человека, услышать его, что он хочет от профсоюза, объяснить, что профсоюз может ему дать. Наша профсоюзная структура позволяет на уровне первички этим заниматься, в том числе и привлекая молодежь.
– Нередко возникает вопрос, обучение профсоюзное молодой человек получил, а дальнейшее его продвижение проблематично?
– Почему же. Мы в группе общались, и там были 3-4 человека, которые себя сегодня реализовали на профсоюзной стезе – работают в отраслевых рескомах профсоюзов. Кстати, мне очень понравились ребята – очень опытные, интересные. Согласен, пробиться на профсоюзную работу с хорошей зарплатой, есть у нас такие первички, конечно, не легко. Есть и конкурентная борьба. И я всегда говорю молодежи, что этого не надо бояться, это нормально. Надо бороться, выставлять свою кандидатуру на выборах, искать поддержку.
– У вас есть такие примеры?
– Да. К примеру, в Оренбургском облсовпрофе председателю нет еще и 35 лет. В отраслевых профсоюзах этих примеров меньше.
– И все-таки, Сергей, когда редактор газеты ФНПР «Солидарность» Александр Шершуков приезжал к нам, то практически обвинил профсоюзную молодежь в непатриотичности: проходят учебу, участвуют во всяческих мероприятиях, а как только за порог вуза – начинают устраиваться кто в администрацию, кто к работодателю. Это вызвало вполне закономерное возмущение, потому что люди действительно хотят работать в профсоюзе, но их там никто не ждет. Ваше мнение, что может сделать профсоюз на уровне ФНПР, соответственно на уровне членской организации, может быть, ЦК отраслевых профсоюзов, чтобы этот пласт реально подготовленных нами ребят не пропал, не ушел куда-то?
– Мест, конечно же, для трудоустройства, у нас с вами не очень много. Если взять все рескомы, все облсовпрофы, ФНПР, все отраслевые профсоюзы, то там, в общей сложности, я, думаю, может 20 тысяч рабочих мест и получится, но и то не все из них идеальны для молодежи. Я имею в виду низкие зарплаты: не все готовы за эти деньги работать. Понятно, что всех не трудоустроишь. Но наша задача, если даже человек ушел в администрацию, к работодателю, так за это время его «прокачать», чтобы он знал, что профсоюз – это хорошая организация, которая всегда поможет и работнику и работодателю. Потому что, где есть профсоюз, есть социальная стабильность, коллективный договор, нет забастовок. Если мы все это расскажем людям со студенческой скамьи, то они могут идти дальше и в администрацию и к работодателю – ничего страшного в этом нет. Главное, чтобы у них не было отторжения от профсоюза. Была у нас идея базового профсоюзного резерва в масштабе всей страны. Профсоюзный активист регистрируется, сообщает о себе, о своих возможностях, профсоюзном опыте и возможно находит работу в своем или другом регионе при соответствующих вакансиях. Эта база могла бы помочь нам и в плане социологических опросов и исследований. Но, повторюсь, никто на блюдечке с голубой каемочкой работу молодежи приносить не обязан. Надо быть готовым к конкуренции, не бояться выставляться и побеждать, и доказывать, что ты лучше. Не надо бояться и низких зарплат. И, приходя на работу в аппарат, видеть определенную перспективу. Только так.
– Сегодня ситуация такова: вам исполняется 35 и будь мил, уступай место молодым. На ваш взгляд это правильно?
– Да, конечно. Работа с молодежью, к примеру, для меня должна быть некоей стартовой площадкой для получения профсоюзного опыта. А потом двигайся дальше.
– А что вы скажете, если это профессионально сложившийся прирожденный молодежный лидер, к которому народ идет, и ему нравится работать с молодежью в любом возрасте, всю жизнь? У нас же получается, что если человек опытный, если он прекрасно знает интересы молодежи и у него с ней есть контакт, но его возраст уже превысил положенный, то ему говорят: иди, ты выполнил свое дело. А на его место приходит никакой человек, подходящий только по возрасту. А тот, который был до него, пошел дальше, но оказался не на своем месте.
– Давайте, мы здесь разделим понятия: Молодежный совет, первичная профсоюзная организация студентов, специалист по работе с молодежью. Если в профсоюзной организации много молодежи, введите должность специалиста, и если к нему тянутся и с ним интересно, то пусть работает и за пределами возрастного ограничения. Ну, а если молодежный совет у нас будут возглавлять те, кому за 40, то какой тогда смысл и мотивация для людей, которые туда приходят? И потом, мы же говорили, что надо давать шанс молодежи.
– Как вы оцениваете подготовленность членов нашего Молодежного совета?
– У ваших ребят очень высокий уровень подготовленности. Одно дело, когда ты приходишь «азы» рассказывать, другое, когда ты должен быть уровнем выше тех, у кого он уже достаточно высокий. Местами было нелегко.
– С заданием справились?
– Мои задания не подразумевают какого-то правильного однозначного ответа. Задача – поработать в группе, передать свой опыт, взять опыт из группы и каждого индивидуально.
– Какой опыт на сей раз вы для себя взяли?
– Честно могу признаться, что некоторые вещи я сделал неправильно: первое, не объяснил, как работать в группе, и второе, давал высказаться по полной программе, а модератор должен вовремя останавливать. Дискуссии иногда могут перехлестывать и их надо вовремя прерывать.
– Давайте вернемся к мотивации, что в ней, на ваш взгляд, является определяющим для молодежи?
– Опять же все индивидуально. Мы почти всегда начинаем с материально-потребительских благ, которые человек может получить от профсоюза. Зачастую даже не спрашиваем нужно ему это или нет. Но вообще, как показывает практика, люди вступают в профсоюз, когда наступает кризис. И профсоюз чаще всего начинает организовываться на предприятиях, где его ранее не было, именно в кризис. Поэтому надо объяснять молодежи, что если сегодня на вашем предприятии хорошо, это еще не значит, что так будет и завтра: не будет сокращений, проблем с выплатой заработной платы и т.д. Одно дело пытаться бороться и отстаивать свои права одному, другое дело, когда есть организация, которая для этого и предназначена со своими юристами, экономистами, техническими инспекторами и т.д. Почему-то об этом мы не говорим, а сразу начинаем про путевки и билеты в фитнес-центры? Надо объяснять, что помимо материальных благ есть еще рабочее место, заработная плата, и опять же не факт, что в нынешней экономической ситуации все это будет у тебя завтра.
– Как вы относитесь к цепочке всеобуча, которая начинается со школьной скамьи, переходит в вуз и далее – на предприятие?
– Очень хорошо. Но при этом считаю, что вуз должен относиться к профсоюзу той отрасли, в которой потом человек собирается работать. К примеру, Университет нефти и газа вошел к нам 3-4 года назад. Студентов приглашают на все мероприятия, они понимают, что такое Нефтегазстройпрофсоюз. У них есть возможность общения с ребятами из Лукойла, Газпрома, Роснефти. Они могут поговорить, пообщаться, узнать, что их ждет на предприятиях этих компаний в дальнейшем. У нас даже были совместные программы по предоставлению производственной практики студентам.
– Поделитесь планами Молодежного Совета ФНПР на следующий год.
– Скорее всего, у нас будет одно большое мероприятие в формате палаточного лагеря типа «Селигер», но полностью профсоюзного. Помимо этого будут семинары для аппаратчиков, предусмотрена и международная деятельность. В деятельности нашего Молодежного Совета сейчас стало очень активно развиваться правовое направление, пришли молодые активные юристы, готовые заниматься не только проблемами своего предприятия, своей отрасли и своего региона. Наряду с правовым направлением, будет развиваться и информационное.
– Что вы пожелаете нам под Новый год?
– Новогоднего настроения, новых свершений вашей замечательной Федерации профсоюзов РТ под руководством Татьяны Водопьяновой и дальнейшего процветания. Думаю, вы многим территориальным организациям служите примером для подражания. Очень приятно, что я у вас побывал и смог некоторую частичку своего опыта, своего сердца оставить здесь. Всего вам самого лучшего!

Беседовала Нина Гатауллина, фото автора

www.proftat.ru





Поделиться:  


Календарь профсоюзных событий


НАШ TELEGRAM КАНАЛ
НАШ YOUTUBE КАНАЛ
В ПОМОЩЬ ПРОФАКТИВУ
ЗНАЙ СВОИ ПРАВА!
Наши партнеры