Оптимизм как жизненное кредо. Очередной съезд подвел итоги пятилетки для работников авиации
7 сентября состоялся VI съезд Объединенного профсоюза авиационных работников, на котором были подведены итоги пятилетки (2016 — 2020): ее конец оказался для ОПАР очень непростым.
Причина основной повестки съезда — пандемия COVID-19 — отозвалась даже в кворуме: 10 делегатов не смогли приехать из-за болезни. Собравшиеся 35 делегатов единогласно одобрили проект изменения устава, избрали председателя, поставили оценку работе ЦК за истекший период и отметили необходимость заключения отраслевого соглашения.
НАЧНЕМ ЗА УПОКОЙ
Выступление ревизионной комиссии отметило тенденцию, определяющую жизнь профсоюза авиаработников, особенно в последние полтора-два года: снижение численности и трудности привлечения молодежи. За истекший период численность организации сократилась на 8206 человек. В этой динамике виноват не только кризис гражданской авиации 2020 — 2021 годов, из-за которого авиаработники — как летного состава, так и наземных аэропортовых служб — вынуждены искать иные источники заработка. Профсоюз в целом стареет. Это заметно и по делегатам съезда, подавляющее большинство которых уже как минимум в среднем возрасте, и по молодежной статистике, представленной в итоговом докладе. Так что налицо и естественная убыль профчленства. В июне профактив ОПАР уже собирался для обсуждения самых насущных проблем (см. “Солидарность” № 23, 2021), и ряд тезисов из докладов вызывает дежавю. Снова прозвучали слова о потере престижа профессии бортпроводника, что нетрудно объяснить увеличением требований и нагрузки, с одной стороны, и стагнацией зарплат — с другой. Особенно тяжело эта ситуация переживается в регионах с суровым климатом. Несмотря на то, что северные регионы лидируют в списках Росстата по средней заработной плате, авиационные работники, судя по всему, не те, кто “делает погоду”. Так что рублем молодежь не удержать. А если кто и хочет остаться в профессии, то после двух-трех лет работы на периферии уходит туда, где и климат, и зарплаты более привлекательны.
Но если летный состав может греть мысль о международных перелетах и возможности посмотреть мир, то метеорологические службы работают на труднодоступных станциях как будто только за идею. Там не то что мир посмотреть — поговорить не с кем даже виртуально: Всемирная паутина не добросила свои сети на север Кольского полуострова. А средняя зарплата работников метеослужбы Урала — 16 — 19 тыс. рублей. Притом что “эту работу делаем только мы, а информацию все похищают и выдают за свою”, — возмутился Владимир Лысов, начальник департамента Росгидромета по УФО.
Именно наличие своих специфических проблем для бортпроводников и пилотов, а особенно для весьма немногочисленной группы работников метеослужб, заставляет членов профсоюза категорически отвергать идею объединения ОПАР с профсоюзом транспортников. На общем фоне проблемы работников авиации просто потеряются, так что влиться в более массовую организацию — отнюдь не значит прибавить себе весомости.
А КОНЧИМ ЗА ЗДРАВИЕ
Было бы неправильно описывать текущую ситуацию в ОПАР как картину “черное на черном”. Ограничения постепенно снимаются, и внутренний туризм в России восстанавливается до своих допандемийных объемов. Пассажиропоток московского аэропорта Шереметьево на внутренних рейсах в июне 2021 года даже превысил на 9% допандемийный уровень.
Профактив авиакомпании “Сибирь” добился того, что с октября зарплата бортпроводников будет повышена на 27%. А поскольку они на протяжении всего рейса работают в перчатках, то авиакомпания закупает для бортпроводников средство по уходу за руками, что первичка тоже записала себе в актив достижений.
Наиболее оптимистичным было выступление председателя первички международного аэропорта Казань. Раз в квартал профсоюз обсуждает насущные проблемы с генеральным директором аэропорта. И хотя кризис вынудил приостановить действие нескольких пунктов коллективного договора, первичка добилась компенсации средств, затраченных работниками на диагностику и лечение COVID-19. По словам председателя первички Ильнура Сафина, выплаты достигали 30 тыс. рублей. И, кажется, это был единственный доклад, в котором отмечалась положительная динамика численности первичной профсоюзной организации.
На Дальнем Востоке, отчитался председатель объединенной первичной профорганизации “Владивосток” Вадим Бадюк, удалось привязать индекс зарплаты к индексу потребительских цен — вместо использования сложной и невоспроизводимой формулы, из-за которой работник не имел возможности представить себе, что, почему и на сколько повышается. Удалось добавить и бесплатные заграничные рейсы для сотрудников со стажем. Кроме того, профсоюз продолжает оказывать помощь неработающим ветеранам (со стажем не меньше 10 лет). И гордится своими спортивными достижениями: в третий раз подряд работники авиации стали победителями спартакиады Федерации профсоюзов Приморского края.
Несмотря на то, что проблем в профсоюзе много, а кризис 2020 — 2021 годов подкинул еще несколько, съезд не был похож на траурную церемонию. Главная цель для профсоюза на самое ближайшее будущее — заключение отраслевого соглашения. Достижение ее затрудняется тем фактом, что нет объединения работодателей, которое могло бы стать стороной соглашения. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, с которой заключено соглашение о сотрудничестве, увы, потеряла одного из крупнейших игороков отрасли — авиакомпанию “Аэрофлот”.
“А”-СПРАВКА
Главное за пять лет в цифрах
По итогам 2020 года, чистый убыток 15 крупнейших авиакомпаний России составил 125 млрд рублей.
Общая численность ОПАР — 40 557 человек. В начале отчетного периода численность была 49 333 человека, и за пять лет в ряды профсоюза принято 16 473 человека. Работающих из них — 91,4%, учащихся — 3,8%.
Гендерный состав ОПАР менялся. Преобладают мужчины: от 53,4% (2017) до 56,3% (2020). Женщины — от 46,6% (2017) до 43,7% (2020).
Среди членов профсоюза в 2020 году преобладали люди в возрасте от 35 до 60 лет (60,9%). Молодежи в возрасте до 35 лет — 23,1% (доля молодежи сократилась с 36,1% в 2016 году), пожилых в возрасте от 60 лет — 16%.
Охват коллективными договорами организаций, в которых действуют первички ОПАР, сократился с 209 (2016) до 188 (2020). Но выросло количество колдоговоров, в которых установлен порядок индексации заработной платы, — с 94 до 101.
Уровень средней оплаты труда работников аэропортов вырос с 43 937 рублей (2016) до 62 905 рублей (2019), но в 2020 средняя зарплата составляла порядка 10 — 15 тыс. рублей. Медианная зарплата бортпроводников выросла с 2016 по 2019 год с 30 до 35 тыс. рублей. В 2020 году она упала до 5 тыс. рублей.
За пять лет правовая инспекция труда ОПАР провела 1600 проверок соблюдения трудового и профсоюзного законодательства. Установлено 2719 нарушений трудового законодательства, положений колдоговоров и иных нормативных актов; 2257 нарушений устранено. После незаконного увольнения восстановлены на работе 89 человек. Направлено 63 материала в суды, 36 дел рассмотрены с участием представителей правовых служб профсоюза, 52 иска членов ОПАР удовлетворено полностью или частично.
За те же пять лет принято на личном приеме 25 тыс. человек, письменных ответов дано около 7000, работникам оказана правовая помощь и даны разъяснения по различным юридическим вопросам.
Источник: https://solidarnost.org/articles/optimizm-kak-zhiznennoe-kredo.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©