677000, Республика Саха (Якутия)
г. Якутск, ул. Курашова, д. 24

8-(4112)-403-173

Не человек для экономики, а экономика для человека (Интервью председателя ФНПР М.В. Шмакова в газете «Трибуна»)

Главная » Новости » Не человек для экономики, а экономика для человека (Интервью председателя ФНПР М.В. Шмакова в газете «Трибуна»)

Поделиться:  


Участники недавнего заседания Генерального совета Федерации Независимых Профсоюзов России дали понять, что не позволят попирать базовые права трудящихся и будут пресекать все попытки выйти из кризиса за счет простых работников. Об этом и о многом другом корреспонденту «Трибуны» рассказал Председатель ФНПР Михаил Шмаков.

– Михаил Викторович, как вы оцениваете текущую социально-экономическую ситуацию в нашей стране?

– Экономика России столкнулась с серьезными внешними вызовами. Это и двукратное падение цен на нефть, и сокращение стоимостных объемов экспорта, и отток капитала, и введение экономических санкций, и ощутимое сокращение инвестиций… Список можно продолжать, но самое опасное заключается в том, что все эти вызовы не являются краткосрочными. Поэтому у нас не должно быть иллюзий относительно того, что якобы уже в обозримом будущем ситуация может измениться в существенно лучшую сторону. В этой связи все мы – профсоюзы, бизнес, власть – должны научиться работать в новых, весьма суровых экономических условиях.

Но при этом особо хочу подчеркнуть, что все перечисленные вызовы и угрозы, пришедшие к нам извне, послужили мультипликаторами, которые усугубили наши чисто внутренние экономические проблемы, возникшие гораздо раньше. Отмечу, что замедление экономического роста началось не в 2014 году, а в 2012-м! В результате по итогам 2013-го темпы экономического роста сократились до 1,3% (по итогам 2014-го – до 0,6%). В текущем году данный показатель вообще рискует перейти в «красную», отрицательную зону.

По-прежнему не решаются или решаются слишком медленно системные проблемы отечественной экономики. Для тех, кто их подзабыл, напомню, что это преимущественно сырьевая направленность, невысокое качество управления во всех секторах, и в первую очередь в государственном секторе, высокая зависимость страны от импорта. Все это усугубляют неэффективная денежно-кредитная политика Банка России и слабая бюджетно-налоговая политика Минфина РФ. Имеющиеся в наличии государственные средства, особенно бюджетные, как правило, используются неэффективно. При этом государство проявляет явно недостаточную активность в инвестиционной сфере. Наше правительство здесь явно недорабатывает, впрочем, как и на многих других направлениях…

– Кстати, после Съезда ФНПР многие аналитики отмечали беспрецедентно жесткую критику профсоюзов в адрес российского кабинета…

– Многие решения, которые в последнее время принимает Правительство РФ, нас, мягко говоря, неприятно удивляют. Складывается впечатление, что оно лишь формально декларирует антикризисную направленность своих действий, а на деле «под сладкий лепет мандолины» о поддержке российской промышленности и об усилении курса на импортозамещение реализуются меры, преследующие совершенно иные цели!

Вне всякого сомнения, решение правительства о докапитализации банков из государственной казны на общую сумму более триллиона рублей здорово помогло финансовым институтам, в том числе и частным. Однако на смену западным кредитам, утраченным в результате санкций, на отечественные предприятия так и не пришли «длинные и дешевые» российские займы. Более того, на наш взгляд, ряд действий Правительства и Центрального банка РФ лишь усугубили и без того тяжелую ситуацию!

– Какие это решения?

– В первую очередь это решение о повышении ключевой ставки почти в два раза, пускай и с последующим незначительным понижением. Эта явно необдуманная мера лишила реальную экономику оборотных средств и ограничила доступ предприятий к кредитам под разумный процент. Любой неангажированный эксперт подтвердит, что при ключевой ставке Центробанка, равной 10%, попросту невозможно возобновить экономический рост! По сути, это запретительная ставка для кредитов реальному сектору и населению. Мы уже проходили подобную «стерилизацию» в 90-е годы, осуществленную в бытность премьером Егора Гайдара, и помним, к какому, мягко говоря, плачевному состоянию это привело отечественную реальную экономику!

Помимо этого, правительство и Центробанк РФ отпустили национальную валюту в так называемое «свободное плавание». В результате в прошлом году произошла почти двукратная девальвация рубля, что привело к чудовищному всплеску инфляции, превысившему все прогнозные значения.

Стоит ли говорить, что это крайне негативно сказалось на кармане российского работника?! Так, по данным Росстата, в 2014-м потребительские цены увеличились более чем на 11% по сравнению с предыдущим годом. А за первые три месяца 2015-го они выросли еще более чем на 7%. Стоимость минимального набора продуктов питания поднялась с начала года примерно на 14%.

В то же время реальные доходы населения движутся совершенно в противоположную сторону. Только в I квартале 2015-го они «просели» на 1,4% относительно аналогичного периода предыдущего года. А реальная заработная плата за тот же период «похудела» на 8,3%. Кстати, наметилась и еще одна крайне негативная тенденция: медленно, но неуклонно растут долги по заработной плате! В экономике, как и в природе, все взаимосвязано: снизились доходы трудящихся – упал и потребительский спрос. В I квартале текущего года его спад, измеряемый розничным товарооборотом, составил 6,7%.

Существенное падение заработной платы, реальных денежных доходов и снижение их покупательной способности – вот цена, которую россияне уже заплатили за работу «эффективных менеджеров» из Правительства РФ и Банка России. Эти господа, кстати, очень любят повторять, что, мол, у наших работников очень низкая производительность труда, и отсюда якобы все беды! Но что тогда можно сказать про их собственную «производительность», если внимательно приглядеться к «высоким» результатам их деятельности?!

– А как же знаменитые «антикризисные меры»?

– Действительно, в конце января был принят так называемый «антикризисный план правительства». Но, по нашей оценке, этот документ явно не соответствует своему названию! Он не содержит ни мер по стимулированию внутреннего спроса, направленного на развитие национального производства, ни антиинфляционных мер, в том числе по ограничению роста цен на товары и продукты первой необходимости. В отличие от аналогичного плана, принятого в 2009 году, нынешний документ не обсуждался с институтами гражданского общества.

Мы столкнулись с ситуацией, когда многие экономические решения, качественно влияющие на доходы работников, все чаще стали приниматься без какого-либо обсуждения с их законными представителями – проф­союзами.

В апреле сего года, при корректировке федерального бюджета на текущий год, Правительством РФ приняты решения о сокращении инвестиций в реальный сектор экономики, уменьшении бюджетных ассигнований на отрасли социальной сферы, отмене индексации на 5,5% с 1 октября 2015 года заработной платы работников бюджетной сферы, а также об ограничении темпов индексации ряда социальных выплат.

В результате, согласно правительственным прогнозам, снижение реальной заработной платы в бюджетном секторе в 2015 году может составить более 12%, а реальная заработная плата в целом по экономике восстановится до уровня 2014 года в лучшем случае только в 2018 году. Между тем цены за это время наверняка вырастут в разы!

«Оптимизация», а если говорить без обиняков, сокращение расходов федерального бюджета, в очередной раз осуществляется за счет уменьшения доли средств, направляемых на развитие человеческого капитала. Никакой оценки экономических и социальных последствий этой очередной «кастрации» проведено не было! Это уже стало у нас «доброй» традицией: расходы на человеческий капитал, на инновации, на науку – как будущий задел экономического роста – увеличиваются в последнюю очередь, зато первыми попадают под сокращение.

Профсоюзы с таким положением дел категорически не согласны! Мы заявляем, что уменьшение финансирования отраслей социальной сферы, в том числе расходов на оплату труда, несет в себе угрозу социальной стабильности в стране, поскольку приведет к дальнейшему снижению уровня жизни и покупательной способности населения, существенному сокращению потребительского спроса, росту безработицы.

Правительственные чиновники считают, что рост заработной платы «разгоняет» инфляцию. Позиция профсоюзов прямо противоположная: для восстановления устойчивого экономического роста государство должно проводить активную политику стимулирования внутреннего потребительского спроса, повышения покупательной способности населения, в том числе за счет увеличения бюджетных расходов, как это было сделано в период кризиса 2008–2010 годов.

Правительство, на наш взгляд, совершенно сознательно тормозит реализацию норм трудового законодательства по установлению минимального размера оплаты труда на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения и по обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы. По нашим подсчетам, соотношение между нынешним МРОТ (с 1 января 2015 года – 5965 рублей) и прогнозной величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в 2015 году составит 59,3%!

Хочу особо подчеркнуть, что все разговоры про достижение какого-то «дна» и про то, что «пик» кризиса миновал, не имеют под собой никакой реальной основы. Равно как не соответствуют действительности многие «гламурные нотки», прозвучавшие в последних выступлениях премьера Дмитрия Медведева.

– Какие первоочередные шаги для исправления текущего положения вещей могут предложить профсоюзы?

– На Генсовете мы заявили о необходимости сделать четыре главных шага по преодолению критической ситуации с уровнем доходов российских граждан.

Во-первых, следует уже в этом году в два раза повысить минимальный размер оплаты труда. Во-вторых, надо обеспечить индексацию расходов на оплату труда в 2015 году всем работникам государственных и муниципальных учреждений в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы, а также индексировать заработную плату во внебюджетном секторе экономики. Здесь нужно говорить и о создании механизма практической реализации нормы Трудового кодекса РФ, которая декларирует обязательность индексации зарплаты. Третий шаг предусматривает учет в федеральном бюджете расходов на отрасли социальной сферы в 2015 году на уровне, утвержденном Федеральным законом

№ 384-ФЗ. И, наконец, четвертая, неотложная на наш взгляд, мера – надо срочно проиндексировать размеры пособий по безработице в соответствии с уровнем инфляции в 2014 году.

– Михаил Викторович, кризисные явления сотрясают всю мировую экономику. В Женеве только что завершилась 104-я сессия Международной конференции труда. Какие перспективы ожидают трудящихся в глобальном масштабе?

– Сегодня мир находится на распутье. С одной стороны, накоплены колоссальные производственные мощности, которые могли бы позволить глобальной экономике покончить с бедностью и удовлетворить потребности людей. Прежде всего – потребность в достойных труде и доходах.

Но вместо этого повсеместно углубилось неравенство. Существенно снизилась доля труда в валовом внутреннем продукте – с 75% в середине 70-х годов до 65% в середине 2000-х. Безработица перевалила за 200 миллионов.

Чтобы выбрать верный путь движения, нужно четко понимать подлинные причины, которые привели мир труда к кризису в период наибольшего расцвета производственных мощностей и небывалого накопления капитала банками.

Кризис, переживаемый сегодня экономикой – рукотворный. Он является результатом бесчисленного множества принимаемых решений в государственной и частной сферах. Люди, приведшие к кризису, любят прятаться за красивые слова, смысл которых часто искажен. Слово «либерализация» может показаться привлекательным, поскольку является производным от понятия «свобода». Но на деле это всего лишь свобода сильного грабить и эксплуатировать слабого, свобода строить свое личное счастье на несчастье и страданиях миллионов, свобода не соблюдать национальное законодательство и международные нормы труда.

Почти сто лет назад Великая депрессия в США уже наглядно продемонстрировала последствия, к которым приводит такой либеральный подход. Это – правый фундаментализм, который на новом историческом витке смыкается с фундаментализмом леворадикалов, погрузивших в 1917 году Россию в бездну хаоса. Дефицит достойного труда, в том числе дешевый труд, противоречат постулатам устойчивой рыночной экономики. Труд – важнейший ресурс, у которого есть собственник – сам работник. В рыночной экономике собственник ресурса должен получать доход, то есть возмещение издержек плюс прибыль.

Для поступательного развития экономики нужно делать все возможное для повышения конкурентоспособности ее реального сектора, создавать во всех отраслях новые производства и высокотехнологичные рабочие места с достойной заработной платой и условиями труда. И, конечно, необходимо активно стимулировать внутренний спрос. Это две стороны единого социально-экономического цикла. Даже примитивный двухтактный двигатель внутреннего сгорания не может работать без одного из тактов, а мы имеем дело с глобальной экономикой.

Говоря это, мы остаемся верны своей принципиальной позиции: не человек для экономики, а экономика для человека. В этом принципиальная разница между адептами «экономики казино» и сторонниками концепции достойного труда.

Некоторые экономисты либерального толка считают, что сильные институты представительства работников являются «путами на ногах» экономики. Профсоюзы твердо знают: успешными будут только те решения, которые идут не от сугубо финансовых интересов, а от людей и их потребностей.  Такие решения предполагают активное участие в их принятии людей труда, прежде всего через профсоюзы.

Беседовал Андрей Ильин





Поделиться:  


Календарь профсоюзных событий


НАШ TELEGRAM КАНАЛ
НАШ YOUTUBE КАНАЛ
В ПОМОЩЬ ПРОФАКТИВУ
ЗНАЙ СВОИ ПРАВА!
Наши партнеры