677000, Республика Саха (Якутия)
г. Якутск, ул. Курашова, д. 24

8-(4112)-403-173

Молот ТОРа. Льготы работодателям территорий опережающего развития распространяют и на Арктику

Главная » Новости » Молот ТОРа. Льготы работодателям территорий опережающего развития распространяют и на Арктику

Поделиться:  


Пониженные страховые взносы, нулевой налог на прибыль и почти бесконтрольное привлечение иностранной рабочей силы — эти и другие преференции сулит работодателям пакет законопроектов, разработанных правительством “в целях развития Арктической зоны”. Вопреки несогласию профсоюзов с инициативой (а может, как раз из-за него), часть документов уже внесена в Госдуму в обход Российской трехсторонней комиссии. В сути предложенных новшеств разбиралась “Солидарность”.

“ПОКА ОТСТОЯЛИ”

В Госдуму поступил правительственный законопроект “О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне”. 130-страничный документ разработан в соответствии с поручениями президента, данными в марте прошлого года. Коротко суть можно выразить так: в Арктике создаются территории опережающего развития (ТОР) практически с теми же преференциями для бизнеса, что действуют сейчас в ТОР на Дальнем Востоке. Изменения затронут территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, частично Карелии, Коми, Якутии, Красноярского края и Архангельской области.

Предполагается, что принятие закона “создаст условия для привлечения в Арктическую зону РФ частных инвестиций в объеме не менее 6,7 трлн рублей до 2030 года и создания в указанный период 28 тыс. новых рабочих мест”. (При бюджетных тратах на проект в размере 200 млн рублей ежегодно.)

Компании-резиденты Арктической зоны смогут получить льготы по федеральным, региональным и местным налогам; послабления в сфере государственного контроля; смогут воспользоваться “особенностями осуществления трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов Арктической зоны”.

Профсоюзам, естественно, интереснее всего последний пункт. Но тут начинается странное. Отдельным пунктом говорится, что закон “не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов”. И тут же, буквально одновременно, в Думу поступают еще два законопроекта: один вносит изменения в Налоговый кодекс, другой “в отдельные законодательные акты”. Оба — “в связи” с принятием ФЗ о господдержке предпринимателей в Арктике. То есть пояснительная записка к основному законопроекту составлена либо невнимательно, либо лукаво.

Что касается “деятельности работающих лиц”, в той же пояснительной записке говорится, что уже разработан — наряду с другими — законопроект “О внесении изменения в статью 351.5 Трудового кодекса”. (В других документах упоминается как “O внесении изменения в ТК в части установления особенностей трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов Арктической зоны”.) Он, в отличие от названных выше трех, на рассмотрение Госдумы пока не внесен. Зато вызвал, по информации источников “Солидарности” в РТК, жаркие споры между соцпартнерами (как, впрочем, и весь пакет в целом).

— В пакете законопроектов предполагались изменения в Трудовой кодекс, — подтверждает секретарь ФНПР Олег Соколов. — Основные претензии у нас именно к этим поправкам. Остальная часть тоже так себе, но Трудовой кодекс мы пока отстояли.

В самой ст. 351.5 Трудового кодекса говорится об особенностях трудовой деятельности тех, кто работает в компаниях-резидентах территорий опережающего развития. Предлагаемая редакция расширяет ее действие на Арктику. Напомним, что именно ждет новую категорию трудящихся.

 Во-первых, компании не нужно будет получать никаких разрешений у властей на привлечение иностранной рабочей силы. Во-вторых, сам иностранный труженик иметь разрешение должен, но выдается оно ему без учета квот, установленных на привлечение гастарбайтеров. Хотя формально “при приеме на работу, при прочих равных условиях, приоритет имеют граждане Российской Федерации”.

Наконец, самое главное: государственные гарантии и компенсации работникам ТОР (и в перспективе — Арктики) “могут быть заменены денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены указанными соглашениями и коллективными договорами”. То есть появляется опасность, что работодатель может давить на сотрудника с тем, чтобы он согласился на “монетизацию льгот”. А то и на “желтую” профсоюзную организацию.

Необходимость изменений в ТК правительство обосновывает дефицитом кадров в Арктике.

В ОБХОД РТК

К слову, законопроекты по Арктике должны были обсуждаться на последнем заседании Российской трехсторонней комиссии 31 января. Однако координатор комиссии, вице-премьер Татьяна Голикова, насколько известно “Солидарности”, предпочитает не выносить на заседания вопросы, не согласованные окончательно на уровне рабочих групп РТК. Тем не менее председатель ФНПР Михаил Шмаков успел сказать пару слов против “арктического пакета” (прежде чем был прерван вице-премьером).

В распоряжении “Солидарности” есть мотивированные мнения об “арктическом пакете” — как самой ФНПР, так и ее членских организаций: красноярского, якутского профобъединений и Нефтегазстройпрофсоюза России. Председатель последнего Александр Корчагин, например, пишет в адрес зампреда ФНПР Нины Кузьминой (она же — заместитель координатора профсоюзной стороны РТК) следующее:

“Предоставление работодателям права привлекать иностранных граждан без получения соответствующего разрешения, а также выдача разрешения на работу иностранным гражданам без учета квот может создать риски бесконтрольного привлечения иностранной рабочей силы в регион, вытеснения российских граждан с рынка труда Арктической зоны. При этом законные права и интересы работников могут быть ущемлены как во внебюджетном, так и в бюджетном секторах экономики”.

Кроме того, в Нефтегазстройпрофсоюзе считают, что привлечение иностранцев не решит проблемы дефицита кадров, на который указывают в правительстве. Это может служить только временной мерой, а не постоянной, как предлагается в законопроекте. Иначе упадет уровень занятости россиян, усугубятся проблемы бедности в стране. Что до “монетизации льгот”, Корчагин указывает: в некоторых видах экономической деятельности замена льгот денежной компенсацией (например, дополнительного отпуска) может увеличить утомляемость и заболеваемость работников, а это чревато несчастными случаями на производстве.

В законопроекте также говорится, что люди, работающие у резидентов в районах Крайнего Севера, не могут получать зарплату меньше прожиточного минимума в регионе. На это обращает внимание Федерация профсоюзов Красноярского края: “Данная статья не предусматривает районное регулирование оплаты труда. В Красноярском крае прожиточный минимум намного меньше, чем минимальная зарплата, которая складывается из федерального МРОТ, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку к зарплате”. Актуальные цифры: ПМ в Красноярье на конец 2019 года — 13 028 рублей, а МПЗ в районах Крайнего Севера — 31 538 рублей. Почувствуйте, что называется, разницу.

В целом в ФНПР обращают внимание на перечисленные обстоятельства и добавляют, что в представленном пакете законов отсутствует полноценное финансово-экономическое обоснование. Например, “не учитываются выпадающие доходы бюджета от налоговых поступлений и дополнительные расходы на субсидии государственным внебюджетным фондам в результате возникновения у них выпадающих доходов из-за снижения страховых взносов”. (А мы еще забыли упомянуть о нулевом налоге на прибыль в течение десяти лет и пониженных ставках взносов в социальные фонды.)

Кроме того, как следует из представленной редакции “законопакета”, между Арктической зоной и ТОР будет существенная разница. Если в ТОР масштабы привлечения иностранцев к труду регулируются совместно с профсоюзами, то в планах по Арктике об этом ничего не говорится. ФНПР настаивает на том, что этот вопрос должны регулировать РТК и региональные трехсторонние комиссии.

Также “законопроекты противоречат действующим федеральным законам, направленным на защиту прав малочисленных народов, и не предусматривают никаких мер охраны территорий традиционного природопользования и гарантий прав малочисленных народов для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и образа жизни”, — считают в ФНПР. (Эту же позицию более детально излагали профсоюзы Якутии.)

Как видно, у профсоюзного сообщества к данным законопроектам масса претензий, однако правительство пока мало интересуется профсоюзным мнением. Ведь, как говорилось выше, вопросы об Арктике еще даже не обсуждались на заседаниях РТК. Зато — уже внесены в Госдуму, что явно противоречит нормам о Российской трехсторонней комиссии.

Из рубрики “Парламентская хроника”

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/molot-tora.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©

 





Поделиться:  


Календарь профсоюзных событий


НАШ TELEGRAM КАНАЛ
НАШ YOUTUBE КАНАЛ
В ПОМОЩЬ ПРОФАКТИВУ
ЗНАЙ СВОИ ПРАВА!
Наши партнеры