Михаил Шмаков: “Там, где слышат разум, мы будем разумными, там, где понимают силу, мы будем сильными!”
Многие из роковых обстоятельств, что век назад привели страну к неслыханным катаклизмам, актуальны и сегодня. Налицо нарастание в нашем обществе социальных противоречий, все очевидней расслоение на бедных и богатых, все острее воспринимается несправедливость… Какие меры следует предпринять для решения проблем в экономике, в сфере труда? Как снизить градус социального напряжения? Профсоюзы убеждены: нельзя допустить повторения событий столетней давности.
Но для этого у государства и бизнеса должно быть ясное понимание того, что волнует людей труда, — стремление не только слышать, но решать вопросы, поднимаемые профсоюзами. Об острых проблемах, с которыми Россия вошла в 2017-й, размышляет председатель ФНПР Михаил Шмаков.
ОБ ЭКОНОМИКЕ
В настоящее время в экономике России продолжают развиваться серьезные негативные тенденции. К нерешенным базовым внутренним проблемам добавились серьезные внешние вызовы: санкции, ограничивающие доступ на рынки капитала, нестабильность цен на наш основной экспортный товар — нефть и газ. В результате ВВП падает, промышленное производство замедляется, уровень жизни населения снижается.
Первоначально Правительство и Банк России надеялись, что очередной кризис будет ликвидирован быстро, как в 2008 — 2009 годах. Тогда правительство отказалось от существенных изменений в экономической и финансовой политике, продолжив путь, протоптанный еще в 90-е годы прошлого столетия. Без обсуждения с социальными партнерами правительство приняло так называемый “антикризисный план”, который не дал и не мог дать положительных результатов. Банк России отпустил рубль в “свободное плавание” и повысил ключевую ставку, отрезав предприятия от доступных внутренних кредитов, а граждане страны столкнулись с ростом цен на все импортные, а следом — и отечественные товары…
Основные направления бюджетной политики и прогноз социально-экономического развития страны на 2017-й и плановый период 2018 и 2019 годов свидетельствуют о намерении правительства сохранить этот курс. Так, предполагается дальнейшая “оптимизация” расходов на социальную сферу, замораживаются бюджетные ассигнования на оплату труда работников в государственном секторе, прогнозируется снижение покупательной способности пенсии… Вместо того, чтобы принимать активные меры по стимулированию создания высокопроизводительных рабочих мест, повышению доступности кредитных ресурсов для предприятий, увеличению доходов бюджетов всех уровней путем легализации доходов бизнеса и пресечения оттока капитала, власть пытается решить финансовые проблемы прежде всего за счет экономии на зарплате работников и снижения гарантий в сфере труда.
В оправдание этому в Правительстве России родили новый термин “инвестиционно-сберегательная экономика”. Те, кто постарше, помнят брежневское “экономика должна быть экономной”… Что это означает на деле? Сокращено финансирование отраслей социальной сферы, заморожена индексация фонда оплаты труда бюджетников, понижены целевые показатели роста зарплаты отдельных категорий работников, отменена вторая индексация пенсий в этом году. В сочетании с традиционной установкой бизнеса сокращать “издержки на труд” все это уже привело к снижению доходов граждан России. Минэкономразвития заявило, что экономика страны сможет восстановиться до уровня 2014 года к 2018-му, при этом доходы населения не достигнут прежних показателей.
Около 9 процентов работников имеют заработную плату ниже величины прожиточного минимума. 50 процентов работников получают до 21 тысячи рублей в месяц. Около 60 процентов всех работников получают заработную плату ниже минимального потребительского бюджета, факультативно рассчитываемого ФНПР и составляющего примерно 24 тысячи рублей в месяц.
ЗАРПЛАТА
Заработная плата в России по-прежнему не выполняет своей главной функции — воспроизводственной. Политика, проводимая финансово-экономическим блоком правительства РФ, направлена прежде всего на сдерживание ее роста и сокращение социальных обязательств государства и бизнеса. Это подается как панацея, как единственная возможность свести концы с концами в федеральном бюджете. Но вообще-то это как сдавливание удавки: только экономией трудовой и социальной копеечки нельзя добиться ни роста благосостояния граждан, ни экономического роста в стране. Очевидными результатами такой продолжающейся политики явились стагнация промышленного производства, сокращение реальных располагаемых денежных доходов населения, сжатие объема инвестиций в основной капитал, падение оборота розничной торговли, увеличение количества бедных в стране.
Еще одна проблема — дифференциация заработной платы. На протяжении последних 10 лет не меняется тенденция, при которой 20 процентов самых высокооплачиваемых работников получают почти половину фонда заработной платы. Сокращению дифференциации заработной платы должно способствовать доведение минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а также введение прогрессивного налога на доходы физических лиц.
Рост зарплаты трудящихся тормозится и отставанием такого показателя, как минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Сегодня он составляет 7,5 тысячи рублей. Между тем МРОТ — это основа для выстраивания тарифных сеток на предприятиях. Чем она будет выше, тем больше смогут получать работники. Но, видимо, рост зарплаты невыгоден государству, поэтому МРОТ не растет. Правительство планирует установить в июле 2017-го МРОТ в размере 7800 рублей в месяц. Но это менее 73% от прожиточного минимума трудоспособного населения, который прогнозирует Минэкономразвития! То есть ставится жирный крест на достижении минимальным размером оплаты труда величины прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного населения. Стоит отметить, что сейчас соотношение МРОТ и ПМ составляет 73,6%. Только по официальным данным зарплату ниже минимального размера оплаты труда в России получают около 5 миллионов человек.
К слову сказать, по уровню средней зарплаты Китай уже превзошел Россию. Напомню, что когда российский бизнес пятнадцать лет назад выступал против повышения зарплат, он мотивировал это конкурентным преимуществом, которое получает Китай от низких зарплат. Якобы именно поэтому туда идет поток инвестиций. Прошло пятнадцать лет. Зарплаты в Китае теперь выше, чем в России. Казалось бы, теперь у нас это конкурентное преимущество. Но иностранных инвестиций, аналогичных тем, которые текли в Китай, у нас в стране что-то незаметно. Может быть, секрет не в том, чтобы платить нищенские зарплаты, а в том, чтобы создать для инвестиций благоприятные условия?! Но только для инвестиций, а не для распила госбюджета…
На предприятиях, где действуют профсоюзные организации, ФНПР добивается повышения зарплаты, но номинальный рост зарплаты еще не означает реальный. Наше мнение: необходимо как можно скорее менять экономическую политику правительства РФ. Это хуже, чем ошибка… Ибо реализация политики, направленной на снижение уровня социальных и экономических гарантий трудящихся, неизбежно ведет к росту социально-трудовых конфликтов.
ПЕНСИИ
Если всю свою рабочую биографию человек зарабатывал низкую заработную плату, то не может быть никаких предпосылок к тому, чтобы он мог получать высокую пенсию. Но вместо того, чтобы платить людям достойную зарплату и тем самым дать людям четкую уверенность, что их заслуги перед обществом будут отмечены достойной пенсией, в последние несколько лет финансово-экономический блок Правительства РФ предлагает опять начать модернизацию самой пенсионной системы. И это — в период сложнейших мировых экономических отношений, когда федеральный бюджет страны наиболее уязвим, а рынок труда стоит перед реальным риском обвального роста безработицы!
К тому же далеко не все предлагаемые способы реформирования пенсионной системы соответствуют принципам социального страхования. В этом виде страхования нельзя следовать только абстрактной целесообразности балансировки бюджета страховщика, здесь необходимо учитывать социальную составляющую — ответственность за социальную защищенность трудящихся. Между тем, даже несмотря на возврат к индексации по уровню реальной инфляции, по прогнозам Минтруда реальный размер пенсий в стране в ближайшие 3 года будет снижаться. Поэтому надо говорить не об очередной модернизации, а о совершенствовании действующей пенсионной системы на основе разделения: для лиц с высокими доходами, средними, низкими, и льготных категорий. Необходимо переместить индивидуально-накопительный компонент пенсионной системы из государственного обязательного пенсионного страхования в область добровольного страхования, что не только сбалансирует бюджет обязательной пенсионной системы, но и предоставит возможность высокооплачиваемым категориям населения формировать себе пенсию в подходящем размере на добровольных началах.
Вопрос о повышении пенсионного возраста неоднократно обсуждался в профсоюзных организациях, на научных семинарах и в средствах массовой информации. На предложение о повышении пенсионного возраста ФНПР публично заявляла о несогласии с таким подходом, оценивая его как попытку переложить ответственность за ошибочные решения и просчеты в реализации экономической политики на плечи работающих граждан. Применительно к российским условиям имеется множество проблем, до решения которых вопрос о повышении пенсионного возраста невозможно даже обсуждать. Я говорю о низкой продолжительности жизни, заболеваемости в старших возрастах, низких зарплатах и пенсиях, проблемах на рынке труда и т.д.
Повышение пенсионного возраста приведет к росту безработицы в среде молодежи и снижению уровня жизни малообеспеченных семей, для финансового поддержания которых вынуждены работать относительно молодые пенсионеры. Непродуманное реформирование пенсионной системы может привести к социальному взрыву, подрыву доверия к государственной власти, нарушению ранее достигнутых договоренностей между социальными партнерами.
ЗАБАСТОВКИ
В прошлом году на российских предприятиях было официально зарегистрировано более 50 забастовок. К этой форме протеста людей подтолкнула невыплата заработной платы, либо общее снижение уровня оплаты труда. Самыми массовыми стали забастовки работников ЗАО “Аэродромы, мосты, дороги” (АМД) в Мурманской области (300 участников), трудовых мигрантов компании “Ма-На Строй” Нижегородской области (250 человек), работников Орловского завода резиновых изделий (240 человек) и ряда других.
Но это, повторяю, официально, а на самом деле забастовок было гораздо больше. Не менее 150 — 170 забастовок организуется ежегодно в России. При этом надо понимать, что провести легальную забастовку сегодня сложно. Российское законодательство в этом направлении очень жесткое. Теоретически бастовать разрешается, но на практике сделать это почти нереально. По первоначальной редакции закона о разрешении коллективных споров, чтобы организовать подобную акцию протеста по всем правилам, требовалось 48 дней. Мы добились сокращения этого срока до 10 дней. Но и это очень много. ФНПР и дальше будет добиваться сокращения периода согласования, а также максимального вывода из-под действия закона профессий, представители которых не могут бастовать. Это — энергетики, транспортники и ряд других профессий…
Конечно, работодателей и представителей власти пугают голодовки, число которых не снижается, забастовки, которые уносят из экономики все больше человеко-дней, и другие нарастающие трудовые конфликты. О том, что протесты могут разрастаться, говорит и недавнее признание министра труда и социальной защиты Максима Топилина. Чиновник признался, что приветствует жесткие законодательные ограничения, регулирующие правила проведения забастовок, — ведь иначе ему пришлось бы метаться по стране и постоянно тушить возникающие тут и там пожары в виде трудовых конфликтов. Но можно ли уберечься от обострения конфликтов на предприятиях и от народных волнений с помощью “бумажной загородки” из 61 главы Трудового кодекса? Видимо, глубоко задуматься о том, что происходит в сфере социально-трудовых отношений, у государственных чиновников пока не хватает ни ума, ни воображения. Отсюда и упование на строгость “антизабастовочного” законодательства. Но бизнес и власть должны отчетливо понимать: завинчивать и дальше эти гайки просто опасно, резьбу может и сорвать…
СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ
Система социального партнерства, созданная Международной организацией труда (МОТ) и активно реализуемая в России на протяжении последних 25 лет, — это символ того, что власть и работодатели готовы обсуждать с профсоюзами самые острые вопросы социально-экономического характера. Мы в нашей стране создали уникальную систему трехсторонних отношений, когда существует не только федеральная Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), но в каждом регионе есть аналогичные трехсторонние комиссии.
Правительство, наконец, привыкло к тому, что все законопроекты, касающиеся социально-трудовых отношений, должны обязательно проходить через обсуждение на РТК. В непростой социально-экономической ситуации достаточно трудно идут переговоры по заключению соглашений на региональном, отраслевом и территориальном уровнях. Есть настойчивые попытки со стороны бизнеса и власти снизить уровень социальных гарантий работников в данных соглашениях. Профсоюзы расценивают эти действия как попытки воспользоваться кризисом для ослабления существующих гарантий. Тем не менее в ходе переговорного процесса удается решить немало общественно значимых задач, хотя представители исполнительной власти и работодателей не всегда соглашаются с мнением профсоюзов. Точно так же, как и мы не всегда поддерживаем их позицию.
В 2016 году истек срок действия Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, действовавшего с 2014 года. В ходе переговоров по заключению нового соглашения возник вопрос о целесообразности продления действующего к тому времени документа сроком на 1 год, вместо заключения нового, что предусмотрено статьей 48 Трудового кодекса РФ. Решение о пролонгации было связано с тем, что в 2016 году федеральный бюджет был принят только на 1 год. В целях разработки нового Генерального соглашения на три года с учетом бюджетного цикла было необходимо проанализировать выполнение бюджета 2017 года, чтобы в соответствии с этим скорректировать обязательства сторон. Кроме того, разработку проекта Генсоглашения важно синхронизировать с новыми системными мерами в социально-экономической сфере, которые будут более предсказуемы не раньше второй половины текущего года.
Если верить прогнозу Министерства экономического развития, в 2017 году социально-экономическая ситуация стабилизируется и экономический фон для ведения переговоров будет более благоприятным. Мы рассчитываем, что новое Генеральное соглашение будет заключено на три года и не позволит бизнесу и власти проводить экономические эксперименты за счет наемных работников и членов их семей.
Генеральный Совет ФНПР принял профсоюзную концепцию нового соглашения. Осталось дополнить ее конкретными предложениями общероссийских профсоюзов, и можно начинать переговоры и консультации с социальными партнерами. Таким образом, 2017 год пройдет под знаком подготовки нового Генерального соглашения.
ПРОФСОЮЗНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Вне всякого сомнения, кризисный период развития страны предъявляет более жесткие требования и к внутрисоюзной работе. Для повышения роли профсоюзов в государстве и обществе необходимо повысить эффективность практических мер по увеличению численности членов профсоюзов на основе осознанного решения работников. А это возможно только за счет обеспечения их непосредственного участия в решении всех вопросов деятельности профсоюзных организаций. На этих же принципах надо более активно содействовать созданию новых первичных профсоюзных организаций на предприятиях во всех сферах экономики, в том числе, среднего и малого бизнеса.
Сегодня Федерация независимых профсоюзов России и ее членские организации оказывают значительную помощь работникам, принявшим решение вступить в профсоюз или создать профсоюзную организацию. Например, ежегодно в профсоюзы, объединенные ФНПР, вступает не менее полутора миллионов человек, создается более четырех тысяч новых первичных профсоюзных организаций. Это говорит о том, что мы идем правильным курсом и люди верят в то, что под крылом профсоюза они будут защищены. Тем не менее по ряду объективных факторов общая численность профсоюзных рядов имеет тенденцию к сокращению, и поэтому усилия по мотивации профсоюзного членства должны быть умножены.
Ровно два года назад на IX съезде Федерации независимых профсоюзов России были приняты вполне конкретные решения по организационному укреплению профсоюзов, усилению финансовой дисциплины и информационной работы. Но сделано, увы, далеко не все, что решено. Я, например, считаю, что нужно быстрее идти по такому пути, как укрупнение профсоюзов. Опыт профсоюза работников текстильной и легкой промышленности, который дал согласие на объединение, уже находясь в состоянии полураспада, должен стать наглядным уроком для всех. Объединяться нужно в момент, когда еще есть что объединять. И, конечно, необходимо в ближайшие месяцы 2017 года определить и внедрить в практику работы финансовую схему для выполнения резолюции IX съезда ФНПР о распределении членских взносов. Причем то, что я перечислил, — это не абстрактные пожелания “улучшить и углубить…”. Это — одобренные и совместно принятые коллегиальными органами конкретные решения, которые мы обязаны выполнить.
Несмотря на рост социального напряжения в обществе и снижение уровня жизни работающего человека, у нас у всех — власти, бизнеса, профсоюзов — еще есть возможность исправить положение. Но для этого всем сторонам социального партнерства нужен реальный процесс переговоров и договоренностей, а не говорильня для сброса пара. А профсоюзам нужно срочно и серьезно усиливать свою структуру. Только это даст нам новые аргументы на переговорах и коллективных акциях.
УРОКИ ИСТОРИИ
В ближайшей перспективе ничто не предвещает снижения уровня напряженности социально-трудовых отношений. Количество конфликтов с учетом динамики трудовых споров в предшествующие годы, принимая во внимание неблагоприятный социально-экономический прогноз, сохранится, по мнению профсоюзных экспертов, на уровне прошлого года.
Вне всякого сомнения, Федерация независимых профсоюзов России в постоянном споре с Правительством РФ по обозначенным вопросам. Тем более что, как мы уже говорили, нынешний год проходит под знаком подготовки нового Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. В ходе дискуссий на заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений мы часто приходим к принятию согласованных решений. Однако нередко Правительство РФ, и прежде всего его финансовый блок, не выполняют достигнутых договоренностей. И это плохо, ведь именно диалог социальных партнеров, как мы считаем, должен быть главным инструментом решения проблем в социально-трудовой сфере. Альтернативой переговорам, как известно, является социальная нестабильность и революционная ситуация.
В 2017 году в России отмечается столетие Февральской и Октябрьской революций, которые круто изменили вектор развития страны, оказали существенное влияние на развитие мировых процессов. Я как-то уже цитировал строки известного поэта — певца революции:
Где глаз людей обрывается куцый,
главой голодных орд,
в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
Пророчества Маяковского не оправдались в конкретный 1916-й год. Впрочем, окончание 1916 года также не предвещало ни бунтов, ни революций. Однако прошло всего полгода, и Российское государство было разрушено. Глава государства под давлением либеральных думцев, алчной национальной буржуазии и верхушки армии отрекся от престола. Страна на многие десятилетия была ввергнута в хаос, уничтожавший экономику, имущество и жизни ее граждан.
При всей условности исторических параллелей в сложных социально-экономических условиях и внешнеполитического давления, в которых сегодня находится наша страна, власть и бизнес должны помнить эти уроки прошлого. Нельзя забывать о том, как легко рушатся подчас вековые устои и частные судьбы. Все мы должны ощущать свою сопричастность и ответственность перед страной и членами профсоюзов, вверившими нам в обязанность отстаивать их интересы.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Давая оценку состояния российской экономики, я подчеркивал необходимость коренного изменения политики государства в этой сфере. Все мы заинтересованы в развитии и поступательном движении России. Важнейшей предпосылкой для этого, по мнению профсоюзов, является экономическая стратегия, опирающаяся на платежеспособный спрос населения. Именно народ России является главным инвестором в экономику своей страны.
В этой связи Федерация независимых профсоюзов России предлагает целый перечень таких мер, в первую очередь направленных на повышение уровня жизни населения. А именно: выполнение указов Президента РФ в части повышения заработной платы работников бюджетной сферы. Мы выступаем за необходимость установления размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. Причем следует регулярно повышать минимальный размер оплаты труда в зависимости от уровня инфляции.
Мы выступаем за повышение уровня реального содержания заработной платы работников организаций всех форм собственности, реализацию мер по погашению задолженности по заработной плате, контроль над установлением тарифов естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства, срочную индексацию размеров пособий по безработице в соответствии с реальным уровнем инфляции.
С целью повышения оплаты труда наименее оплачиваемых работников мы считаем целесообразным Правительству РФ ввести ограничения на оплату труда топ-менеджмента государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50 процентов акций находится в собственности государства.
Еще крайне важная мера — это переход к прогрессивному налогообложению доходов и имущества, в том числе освобождение от уплаты НДФЛ доходов ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, увеличение налога на дивиденды от акций и введение налога на роскошь. Целесообразно ввести налоги на спекулятивные финансовые операции и чистый вывоз капитала. Помимо этого на первоочередной повестке дня стоят: искоренение коррупции, деофшоризация экономики и прекращение оттока капитала.
Не обойтись и без внесения изменения в Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)”. В перечень целей государственной денежно-кредитной политики и деятельности ЦБ необходимо включить положения, способствующие созданию условий для экономического роста, увеличения инвестиций и занятости.
Давно пора ратифицировать без изъятий Европейскую социальную хартию, ратифицировать Европейский кодекс социального обеспечения и 102-ю Конвенцию МОТ “О минимальных нормах социального обеспечения” для применения их норм в пенсионном законодательстве России.
Федерация независимых профсоюзов России выступает за снижение непомерной налоговой нагрузки на большинство россиян. Это важно сделать уже только потому, что Россия по Конституции — это социальное государство, в котором рост благосостояния граждан — приоритет. Но, повторюсь, это не менее важно сделать с целью стимулирования совокупного потребительского спроса как фактора роста производства и экономики в целом. Поэтому необходимо установить мораторий на все решения и инициативы органов исполнительной власти, приводящие к повышению прямых и косвенных сборов с населения. Важно определить, что государство, устанавливающее кадастровую стоимость, обязано, при желании собственника, выкупать по этой стоимости недвижимость.
Федерация пезависимых профсоюзов России будет добиваться поэтапной реализации этих и других жизненно важных для будущего нашей страны требований. Они изложены в программе, принятой два года назад на IX съезде ФНПР. Там, где слышат разум, мы будем разумными; там, где понимают силу, мы будем сильными!
Материал подготовил Владимир Корнеев
Источник: www.solidarnost.org