677000, Республика Саха (Якутия)
г. Якутск, ул. Курашова, д. 24

8-(4112)-403-173

Материалы к докладу Председателя ФНПР М.В.Шмакова на заседании Генерального Совета Федерации Независимых Профсоюзов России. 27 мая 2015 года

Главная » Новости » Материалы к докладу Председателя ФНПР М.В.Шмакова на заседании Генерального Совета Федерации Независимых Профсоюзов России. 27 мая 2015 года

Поделиться:  


Материалы к докладу

Председателя ФНПР М.В.Шмакова

на заседании Генерального Совета

Федерации Независимых Профсоюзов России

27 мая 2015 года

О действиях профсоюзов по выполнению решений

IX съезда ФНПР

 Уважаемые товарищи!

 В феврале 2015 года состоялся IX съезд Федерации Независимых Профсоюзов России, на котором приняты Программа ФНПР «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны» и резолюции по ключевым проблемам социально-экономического развития страны и профсоюзного движения.

Профсоюзный съезд — это механизм долгосрочного планирования наших совместных действий. После него приходит время, когда нужно развернуть глобальные оценки и перспективные планы в анализ сиюминутной ситуации и перечень конкретных действий. Именно поэтому сегодня — здесь и сейчас — мы обсуждаем План практических действий по реализации решений IX съезда ФНПР.

Но вначале необходимо конкретно оценить текущую социально-экономическую ситуацию в стране и, в частности, на рынке труда, существенные позиции работодателей и правительства, и, уже отталкиваясь от этого анализа, сформулировать основные направления наших действий.

В прошлом году экономика России столкнулась с серьезными внешними вызовами: двукратное падение цен на нефть, сокращение стоимостных объемов экспорта, отток капитала, введение против России экономических санкций, закрытие доступа на рынки капитала, ощутимое сокращение инвестиций. Вызовы эти не краткосрочные. У нас не должно быть иллюзий того, что в короткие сроки ситуация изменится в существенно лучшую сторону. Все мы — и власть, и бизнес, и профсоюзы — должны научиться работать в этих новых экономических условиях. Однако названные внешние вызовы послужили мультипликаторами, которые усугубили экономические проблемы страны, возникшие гораздо раньше. Замедление экономического роста началось не в 2014 году, а с 2012 года. По итогам 2013 года темпы экономического роста сократились до 1,3%, по итогам 2014 года – до 0,6%. В этом году они переходят в «красную», отрицательную зону.

Относительная стабилизация на финансовых рынках не должна нас вводить в заблуждение: негативные тенденции и сложная ситуация в экономике сохраняются. По прежнему не решаются или решаются медленно системные проблемы российской экономики: ее сырьевая направленность, невысокое качество управления во всех секторах, в первую очередь — в государственном секторе, высокая зависимость страны от импорта, неэффективная денежно-кредитная политика Банка России и бюджетно-налоговая политика Минфина России, значительные масштабы неэффективного использования бюджетных средств, недостаточная активность государства в инвестиционной сфере.

В связи с этим неприятно удивляют многие решения, которые принимает Правительство России, формально декларируя их антикризисную направленность. «Под сладкий лепет мандолины» о поддержке российской промышленности и работам по импортозамещению, на практике реализуются совершенно другие меры. Решения о докапитализации банков на суммы более триллиона рублей из государственных средств, вне сомнения, поддержали финансовые институты — в том числе и частные финансовые институты. Но на смену западным кредитам, утраченным в результате санкций, на отечественные предприятия так и не пришли «длинные и дешевые» российские кредиты.

Более того, ряд действий Правительства Российской Федерации и Центрального банка только усугубили ситуацию.

Решение Банка России о повышении ключевой ставки в два раза         (с  последующим незначительным понижением) лишило реальную экономику оборотных средств, ограничило доступ предприятий к кредитам под разумный процент. При ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации выше 10% невозможно возобновить экономический рост. Это – запретительная ставка для кредитов реальному сектору и населению. Мы уже проходили подобную «стерилизацию» экономики в 90-е годы, осуществлявшуюся правительством Егора Гайдара, и помним, к чему это привело реальную экономику.

Правительство и Банк России отпустили национальную валюту в так называемое «свободное плавание». В результате произошла обвальная (почти двукратная) девальвация рубля в 2014 году и всплеск инфляции, превысивший все прогнозные значения.

Это крайне негативно сказалось на кармане российского работника.

По данным Росстата, потребительские цены выросли в 2014 году более чем на 11%, за первые три месяца 2015 года — более чем на 7%. Стоимость минимального набора продуктов питания выросла с начала года примерно на 14%. Реальные располагаемые доходы населения снизились в I квартале 2015 г. относительно аналогичного периода предыдущего года на 1,4%, реальная заработная плата — на 8,3%. Медленно, но неуклонно растут долги по заработной плате. Уменьшились доходы работников — уменьшился и потребительский спрос. Его спад, измеряемый розничным товарооборотом, составил в 1 квартале 2015 года 6,7%.

Существенное падение реальной заработной платы, реальных денежных доходов, снижение их покупательной способности — вот цена, которую россияне уже заплатили за работу «эффективных менеджеров» из Правительства и Банка России. Так у кого низкая производительность труда?

Однако, этими издержками для трудящихся дело не ограничивается. В конце января был принят так называемый “антикризисный план правительства”. По нашей оценке, антикризисный план не содержит ни мер по стимулированию внутреннего спроса, направленного на развитие национального производства, ни антиинфляционных мер, в том числе по ограничению роста цен на товары и продукты первой необходимости. В отличие от аналогичного плана, принятого в 2009 году, этот документ не обсуждался ни с профсоюзами, ни с объединениями работодателей.

В результате, мы столкнулись с ситуацией, когда многие экономические решения, качественно влияющие на доходы работников, принимаются без какого-либо обсуждения с их законными представителями — профсоюзами.

В апреле, при корректировке федерального бюджета на 2015 год, Правительством Российской Федерации приняты решения о сокращении инвестиций в реальный сектор экономики, уменьшении бюджетных ассигнований на отрасли социальной сферы, отмене индексации на 5,5% с 1 октября 2015 года заработной платы работников бюджетной сферы, ограничении темпов индексации ряда социальных выплат.

В результате, согласно правительственным прогнозам, снижение реальной заработной платы в бюджетном секторе в 2015 году может составить более 12%, а реальная заработная плата в целом по экономике в лучшем случае восстановится до уровня 2014 года только в 2018 году.

Оптимизация, а если говорить без обиняков, сокращение расходов федерального бюджета, в очередной раз осуществляется за счет уменьшение доли средств, направляемых на развитие человеческого капитала. Никакой оценки экономических и социальных последствий этого сокращения проведено не было.

Расходы на человеческий капитал, на инновации, на науку — как будущий задел экономического роста — увеличиваются в последнюю очередь, но первыми попадают под сокращение.

Уменьшение финансирования отраслей социальной сферы, в том числе расходов на оплату труда, несет в себе угрозу социальной стабильности в стране, поскольку приведет к дальнейшему снижению уровня жизни и покупательной способности населения, существенному сокращению потребительского спроса, росту безработицы.

Правительственные чиновники считают, что рост заработной платы «разгоняет» инфляцию.

Позиция профсоюзов прямо противоположная: для восстановления устойчивого экономического роста государство должно проводить активную политику стимулирования внутреннего потребительского спроса, повышения покупательной способности населения, в том числе за счет увеличения бюджетных расходов, как это было сделано в период кризиса 2008-2010 годов.

Правительство Российской Федерации, на наш взгляд, совершенно сознательно тормозит реализацию норм трудового законодательства по установлению минимального размера оплаты труда на уровне, не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения и по обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы.

Соотношение между минимальным размером оплаты труда, установленным в сумме 5965 руб. с 1 января 2015 года, и прогнозной величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в 2015 году составит 59,3%.

Мы должны требовать от Правительства Российской Федерации завершить повышение минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения до 2017 года.

Кроме того, считаем также целесообразным сторонам социального партнерства совместно разработать и установить порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до величины минимального потребительского бюджета.

Существуют трудности с выполнением майских указов Президента Российской Федерации по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы.

Не во всех субъектах Российской Федерации в 2014 году удалось достичь целевых показателей.

Правительством принято решение о снижении в 2015 году объемов финансирования учреждениям федерального подчинения и уменьшении объемов финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации на эти цели. Я отдельно фиксирую, что данным решением в 2015 году фактически приостанавливается выполнение майских указов Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы.

Наряду с ограничением финансирования, начались, не побоюсь этого слова, «игры со статистикой». Правительство Российской Федерации   работает над изменением методики и базы расчета средней заработной платы по региону. Предлагается исключить из расчета средней заработной платы по экономике субъекта Российской Федерации заработную плату в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности. Следствием подобных игр с методологией расчета средней заработной платы станет занижение показателей средней заработной платы по региону и искусственное занижение планки роста заработной платы работников бюджетной сферы по «дорожным картам».

Продолжаются мероприятия по слиянию образовательных и медицинских организаций и так называемой «оптимизации» их штатного расписания. На практике мы видим рост интенсивности труда оставшихся работников. Это означает, что текущий уровень заработной платы во многом обеспечивается за счет роста нагрузки на одного работника, что, в конечном итоге, негативно сказывается на качестве предоставляемых населению образовательных, медицинских, социальных услуг. Желающие могут обратиться к докладу Счетной палаты, в котором государственный орган четко и ясно рассказал о том — чем оборачивается так называемая оптимизация для работников, для учреждений и для пациентов.

В 2015 году в соответствии с утвержденным планом реализации программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики должны быть подготовлены предложения по базовым окладам по профессиональным квалификационным группам. Однако в настоящее время подготовка предложений по установлению базовых окладов Минтрудом России фактически не ведется.

Считаем, что в настоящий момент профсоюзам необходимо добиваться:

— обеспечения безусловного финансирования Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях;

— ускорения установления Правительством Российской Федерации базовых ставок заработной платы и базовых должностных окладов по профессиональным квалификационным группам в государственных и муниципальных учреждениях;

— установления размеров минимальных окладов и минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (уровням квалификации) на уровне не ниже МРОТ;

— сохранения перечня бесплатных услуг, оказываемых населению бюджетными учреждениями образования, здравоохранения, культуры;

— недопущения дальнейшего увеличения нагрузки на одного работника бюджетной сферы.

Кризисные явления в экономике оказывают негативное влияние на рынок труда. Начавшееся в конце 2014 года сокращение спроса на труд продолжилось в 2015 году. Коэффициент напряженности имеет устойчивую тенденцию к росту. Если в середине 2014 года на каждого соискателя приходилось 2 вакансии, то в начале февраля 2015 года количество вакантных должностей сравнялось с количеством зарегистрированных безработных.

По предварительным данным Росстата за I квартал 2015 года уровень безработицы увеличился на 0,5 процентных пункта относительно IV квартала 2014 г., составив 5,7%.

В антикризисном плане Правительства предусматривались лишь дополнительные меры по снижению напряжённости на рынке труда и  дополнительные бюджетные ассигнования на выплату пособий по безработице для растущего числа безработных граждан.

Однако, из предусмотренных 51,8 млрд. руб. субсидий из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения выделено только 1,9 млрд. руб. четырем субъектам Российской Федерации (Алтайский край, Тверская и Самарская области, Республика Татарстан). Остальное финансирование заморожено с подачи Минэкономразвития России.

С 2012 года полномочия Российской Федерации в области активных программ содействия занятости населения (организация профессиональной подготовки и переподготовки, временной занятости, общественных работ, внутренней трудовой миграции) в части их финансового обеспечения переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В результате, как и предупреждали профсоюзы, финансирование этих мер за счет средств региональных бюджетов свернуто в разы.

Бездействие Правительства (с подачи Минэкономразвития России и Минфина России) лишает работников и заработной платы, и самих рабочих мест. При этом Правительство отказывается повышать и размеры пособия по безработице, которое застыло на мизерном уровне с 2009 года.

По мнению профсоюзов, один из основных показателей эффективности мер государственной поддержки — число созданных достойных рабочих мест в экономике.

Задача по созданию и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020-му году поставлена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596.

Прошло уже три года со дня принятия данного указа. Однако на сегодняшний день системный подход к решению задачи по созданию и модернизации рабочих мест и подготовки квалифицированных кадров так  и не выработан. В ряде государственных программ в принципе отсутствует показатель создания высокопроизводительных рабочих мест. Отсутствует комплексный, согласованный между ведомствами, план создания высокопроизводительных рабочих мест в отраслевом и территориальном разрезах.

Система профессионального образования не способна обеспечить создаваемые рабочие места квалифицированными кадрами, поскольку перед образовательными организациями стоит задача самофинансирования (по сути выживания), а не повышения качества образования и обеспечения спроса на рынке труда. За последние 10 лет масштабы подготовки квалифицированных рабочих кадров резко сократились. Финансирование учреждений среднего профессионального образования также передано на региональный уровень, несмотря на категорическое несогласие ФНПР. Отсутствует система прогнозирования развития трудовых ресурсов в профессионально-квалификационном разрезе на долгосрочный период.

Системная работа профсоюзов — в центре и на местах — в связи с этим должна включать в себя:

— экспертизу государственных программ Российской Федерации с точки зрения создания высокопроизводительных рабочих мест;

— участие в обсуждении разрабатываемых и реализуемых в субъектах Российской Федерации программ по модернизации и созданию новых рабочих мест на период до 2020 года;

— активное участие в разработке региональных программ содействия занятости населения и осуществление мониторинга их реализации.

Экспертиза, анализ и мониторинг — три ключевых слова, которые мы должны взять на вооружение сегодня. Главное, чтобы Президент России и ФНПР не оказались в итоге единственными сторонами, заинтересованными в реализации майского Указа и создании 25 миллионов новых высокопроизводительных достойных рабочих мест. Пока что все выглядит именно так.

В свою очередь, региональные профобъединения должны принимать участие в разработке региональных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Нам необходимо предложить Правительству Российской Федерации провести анализ последствий передачи полномочий по финансированию учреждений среднего профессионального образования на уровень субъектов Российской Федерации.

Профсоюзы продолжат работу в рамках Национальной системы квалификации — ключевого звена, которое должно увязывать между собой требования к рабочему месту, работникам, профессиональному образованию и заработной плате. Также необходимо активизировать участие в разработке и корректировке профессиональных стандартов.

Хотя в стране сформирована идеология и институты социального партнёрства, Правительство не создает реальной мотивации компаниям – в первую очередь с государственным участием в уставном капитале – для участия в системе социального партнерства, для участия в заключении и выполнении соглашений.

Государственная политика (государственная поддержка, государственные заказы) не нацелена на социально ориентированные организации.

ФНПР неоднократно направляла конкретные предложения по мерам стимулирования организаций к вступлению в объединения работодателей и по участию в системе социального партнёрства. По существу эти предложения так и не рассмотрены.

В результате, в стабильные периоды развития экономики компании не нуждаются в советчиках, во взаимодействии с профсоюзами не заинтересованы, а в сложных экономических условиях обращаются за государственной поддержкой.

Участие (или неучастие) организаций в системе социального партнерства не рассматривается правительством в качестве серьезного аргумента при решении вопроса об оказании мер государственной поддержки.

Резюмируя сказанное, складывается ощущение, что Правительство становится все более самодостаточным. Принимая решения по вопросам, связанным с социально-трудовыми отношениями, Правительство действует в обход РТК, не учитывая ни интересы работников, ни интересы работодателей.

Только за последние несколько месяцев без мнения РТК одобрены или утверждены такие документы, как: План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития и социальной стабильности в 2015 году; сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция). То есть практически все стратегические документы, которые определяют дальнейшее социально-экономическое развитие страны на среднесрочный период.

Это — крайне негативный сигнал, который не может быть нами проигнорирован. В связи с этим Генсовету предлагается сегодня принять заявление по данному вопросу.

Финансово-экономический кризис выявил болевые точки обязательной социальной защиты трудящихся, особенно в государственном пенсионном страховании. Недостающие средства в федеральном бюджете пытаются искать путем секвестрования социальных обязательств. С этой целью Министерство Финансов Российской Федерации регулярно вносит на обсуждения в Правительство свои предложения: повышение возраста выхода на пенсию, прекращение индексации пенсий и пособий, ликвидация института досрочных пенсий.

Вопрос эффективного и безопасного использования пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования с привлечением негосударственных пенсионных фондов до сих пор не нашел адекватного решения. При средней инфляции выше 11 процентов за период 2003 — 2013гг. ставки инвестиционного дохода на пенсионные накопления колеблются от 3,5% до 10,5%. То есть для негосударственных пенсионных фондов деньги, которые они получали через систему обязательного государственного пенсионного страхования, были «длинными и дешевыми». Но будущим пенсионерам не гарантированы ни рост их накоплений, ни даже их простой возврат. Для будущих пенсионеров их накопления конечно стали «длинными», но отнюдь не гарантированными. Сегодня гарантии возврата накопительных средств распространяются только на номинальные суммы, которые были перечислены за застрахованных лиц. В такой ситуации будущие пенсионеры могут остаться фактически без накопительной части пенсии. Одновременно, страховая часть пенсии у застрахованных лиц будет на 40% меньше, т.к. часть средств перечислялась в накопительный компонент.

В связи с возникшей ситуацией ФНПР настаивает на переводе накопительной пенсии из обязательного пенсионного страхования в добровольный формат и весь тариф страховых взносов направлять на финансирование страховой пенсии.

Тиражируемая информация о повышении средней продолжительности жизни поспешна и чересчур оптимистична. По данным Росстата, в начале этого года в России смертность населения вновь повышается. За первый квартал умерло людей на 5,2 процента больше, чем за тот же период 2014-го. У нас не повысилось качество лечения, а объемы мер по профилактике заболеваемости сокращены. Поэтому многие работники-мужчины не доживают до заслуженного отдыха. К 55-60 годам значительная часть населения имеет то или иное хроническое заболевание. В условиях более высокой возрастной планки выход на пенсию по инвалидности будет неизменно возрастать.

Стремление снизить фискальную нагрузку показывает, что во главу угла ставятся прибыли бизнеса, а не рост доходов бюджета и населения. Представителей старшего поколения вынуждают уходить на пенсии. Низкие пенсии не обеспечивают достойный уровень жизни, поэтому многие стараются работать. Однако эти люди могут устроиться только на малопрестижные и низкооплачиваемые должности.

В такой ситуации только рост заработной платы и, соответственно, пенсионных отчислений могут быть основой и гарантией будущей достойной пенсии. Однако — как мы видим — никакого существенного роста зарплаты Правительство не предполагает и никакой активной системной работы для обеспечения роста зарплаты трудящихся Правительством не ведется.

ФНПР заявляет о необходимости сделать четыре шага по преодолению критической ситуации с уровнем доходов российских граждан.

Первое. Повысить минимальный размер оплаты труда в 2015 году в два раза.

Второе. Обеспечить индексацию расходов на оплату труда в 2015 году всем работникам государственных и муниципальных учреждений в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы, а также индексировать заработную плату во внебюджетном секторе экономики. Здесь нужно говорить и о создании механизма практической реализации нормы Трудового кодекса, которая декларирует обязательность индексации зарплаты.

Третье. Предусмотреть расходы федерального бюджета на отрасли социальной сферы в 2015 году на уровне расходов, утвержденных Федеральным законом № 384-ФЗ.

Четвертое. Проиндексировать в 2015 году размеры пособий по безработице на уровень инфляции за 2014 год до принятия решения по изменению механизма определения размеров пособия по безработице.

Наша работа по реализации Плана практических действий по реализации решений IX съезда ФНПР должна заключаться не только в этом. Отстаивая интересы трудящихся, мы не должны забывать о необходимости повышения эффективности профсоюзной структуры. Преодоление внешних вызовов невозможно без реальной консолидации и укрепления профсоюзных структур, объединения общероссийских профсоюзов, обязательности выполнения совместно принятых решений.

IX съезд Федерации Независимых Профсоюзов России принял важные решения по вопросам дальнейшего организационного укрепления Федерации и её членских организаций в части внесения изменений в Устав ФНПР, в целях приведения его в соответствие с законодательством Российской Федерации.

По завершении IX съезда ФНПР в профсоюзных организациях стартовала отчетно-выборная кампания. На съездах и конференциях членские организации ФНПР вносят изменения в свои уставные документы.

На сегодняшний день состоялось 26 конференций территориальных объединений организаций профсоюзов. В 6 территориальных объединениях организаций профсоюзов избраны новые руководители (23%), 5 человек избраны подавляющим большинством из состава резерва, 3 – на альтернативной основе. Средний возраст вновь избранных руководителей территориальных объединений организаций профсоюзов — 47 лет. Вместе с тем в ходе отчетно-выборной кампании имелись и случаи, когда Исполком ФНПР не поддерживал предложение коллегиального органа профобъединения о кандидатуре для избрания председателем профобъединения.

Также состоялось шесть съездов общероссийских профсоюзов, на которых были подтверждены полномочия действующих председателей.

Считаю, что в рамках уставных норм ФНПР, принятых на VIII и IX съездах, более внимательный подход к кадрам вполне обоснован. Надеюсь, коллегиальные органы ФНПР будут дальше еще более жестко и придирчиво оценивать кандидатов на руководящие посты.

Не могу не коснуться в своем выступлении и такой наболевшей проблемы, как объединение и укрупнение малочисленных отраслевых профсоюзов. Напомню, что на сегодняшний день из 42 профсоюзов, входящих в ФНПР, около 17 профсоюзов насчитывают численность меньше 100 тыс. членов. Вчера на Исполкоме ФНПР при подведении итогов статотчетности за прошедший год мы с вами констатировали снижение численности членов профсоюзов и количества первичных организаций. Профсоюзам, переживающим нелегкие времена, нужно возобновить активную работу по объединению и принять все необходимые решения на предстоящих съездах. Времени у нас с вами, товарищи, становится все меньше и меньше!

Заканчивая свой доклад и предлагая перейти к обсуждению Плана практических действий по реализации решений IX съезда ФНПР, я хочу еще раз подчеркнуть его главные тезисы.

В ситуации экономического кризиса профсоюзы обязаны защитить реальные доходы работника, его заработную плату, его рабочее место. Мы не должны допустить, чтобы деньги на разрешение экономических проблем искали в кармане трудящихся или в кармане пенсионера. Но добиться этого мы можем, только сделав профсоюзную структуру более эффективной.

Решение этой двуединой задачи — вот высота, которую мы должны взять.

 

 





Поделиться:  


Календарь профсоюзных событий


НАШ TELEGRAM КАНАЛ
НАШ YOUTUBE КАНАЛ
В ПОМОЩЬ ПРОФАКТИВУ
ЗНАЙ СВОИ ПРАВА!
Наши партнеры