Капитаны «рулят» и зимой
На календаре первая декада декабря, завершающего 2017 год. Для речников Ленского пароходства хоть он и был не простым, но всё же планы выполнены, флот поставлен на зимний отстой, наступил период отпусков для плавсостава.
Определены планы на судоремонт 2017-2018 года, речники приступают к выморозочным работам, для того чтобы высвободить ДРК, сделать сквожение, словом подготовить к ремонту винты, гребные валы, насадки, подводные части теплоходов. Для нас, речников Лены, это трудоёмкий процесс, но мы так ремонтируем наши «пароходы» уже десятки лет. На Жатайский слип поднимаются суда с большим ремонтом днища корпуса, в основном с очередным предъявлением РРР, модернизационные теплоходы. А все остальные зимуют в затонах, где организована охрана, проведены временные линии электропередач, проложены ледовые дорогие. Выморозочный период очень привлекает журналистов и фотографов. Наших выморозчиков и «снегурочек» снимали корреспонденты ИТАР-ТАСС, телеканалы «Первый» и «Россия-1», «Россия-24», а телекомпании «Неизвестная Россия» удалось снять хороший и познавательный фильм о сложной, практически ювелирной работе жатайских выморозчиков. Фильм увидели не только в нашей стране, но и за рубежом. Недавно в пресс-службу пароходства обратились французские тележурналисты, которым данная тема очень приглянулась: «Рубить лёд в 50 градусов мороза!». Пока французы приедут, неизвестно сколько пройдёт времени, а выморозка ещё не в самом разгаре, хотя началась и ведётся в Жатайской БТЭФ довольно активно. 5 декабря мне удалось побывать в затоне, встретить капитанов, которые из года в год приходят в «караванку» на межнавигационный период.
Ранним утром в «караванке» немного работников, потому что большинство приходят за инструментами до восьми часов утра, отмечаются и идут на объекты. А их в текущую зиму намного меньше по сравнению с прошлым периодом. На дальнем караване находятся четыре единицы – «Капитан Бабичев», «ОТ-2131», «Софрон Данилов» и баржа «Жатай-1». Остальные – в затоне, в районе Жатайской базы. Примечательно то, что впервые ЖБТЭФ оградил затон деревянным забором, таким образом преградив путь по реке посторонним людям. Затон – это стратегический объект, находящийся под охраной, видеонаблюдением. Чужим людям здесь делать нечего.
В «караванке» меня встретил капитан Андрей Юрьевич Ковалёв, который исполняет обязанности начальника караванного участка. Геннадий Валерьянович Суханов, отработавший в диспетчерском участке ЖБТЭФ всю навигацию, ушёл в отпуск, и вернется на свою должность начальника уже в новом, 2018 году. Всё идёт по плану, а главное — «караванщики» трудятся в отремонтированном помещении, где много кабинетов, всё отделано в современном стиле, здесь тепло и светло. А уют добавляют цветы и множество благодарностей и грамот в адрес караванного участка, который всегда был на заводе передовым.
Андрею Юрьевичу помогает Оксана Петровна Мельник, которая тоже принята на должность кладовщика временно, а после новогодних каникул с выходом основного работника из отпуска, будет трудиться «снегурочкой», так ласково мы называем обметчиц майн, теплоходов в зимний период. Оксана Петровна четверть века трудится судовым поваром на «СК-2034», где капитаном работает её супруг – Микола Михайлович Мельник. Хорошая семья, дружный экипаж, которые всегда в числе передовых, всегда на трудных участках – в верховьях Лены, а в этом году плотно отработали доставку грузов на причал пароходства в Нижнем Бестяхе. Оксана Петровна говорит, что не может сидеть дома, а на свежем воздухе всегда в движении, и для здоровья полезно.
В «караванку» зашли караванные капитаны – Максат Рафикович Тукубаев, Сергей Александрович Суханов, вернувшиеся с обхода затона. На автомашине капитана теплохода «Вадим Тюрнев», который уже несколько лет в межнавигационный период отвечает за ледовые дороги в караванном участке, спускаемся в затон. Погода в этот день благоприятствовала фотосъёмкам. Туман, который несколько дней застилал город и пригородные посёлки, ослабел, и утром в Жатае небо было ослепительно голубым, теплоходы контрастно выделялись на белом снегу. Температура была всего-то минус 40 градусов.
По плану караванному участку ЖБТЭФ предстоит выморозить 3 536 кубометров на 51 единице. На 1 декабря выморозкой охвачено 27 единиц флота, выморожено порядка 200 кубометров, на судах работают 15 человек. В первую очередь мы отправились на «СК-2034», где трудится помощник механика теплохода «Механик Кулибин» Илья Высоких. Всегда приветливый, но малоразговорчивый, ему по плану предстоит выморозить дополнительно «СК-2016», «СОТ-1135», «Миргород», поэтому времени на интервью практически нет. Илья уже несколько лет подряд зимой работает на выморозке и считается передовиком «караванки», потому что всё делает пунктуально, снимает лёд в майне одного теплохода и переходит на другой, и так по кругу целый день. Отличительная черта речников – флотская дисциплина и порядок, и на выморозке майны, выпиленные Ильёй Высоких, отличаются чёткими и ровными контурами – орудует бензопилой ювелирно. Здесь же на палубе производили замену балластной системы трубопроводчики судокорпусного участка, Сергей Михайлович Коньков и Павел Станиславович Муравьев. Танкер «ТО-1553» вымораживает Константин Сорокин, ему необходимо выморозить 40 кубометров льда у ДРК. На «СК-2049» трудятся Павел Михайлович Чебан и Александр Валерьевич Мамон. По плану они будут вымораживать теплоходы «Малая Земля», «ТО-1546», «СК-2027». Познакомилась со старшим помощником капитана теплохода «Ленанефть-1» Андреем Сергеевичем Полтянным, который трудится на своем танкере, где предстоит объём выморозки в 92 кубометра.
При объезде караванные капитаны определяли место для оборудования 33-го пожарного водоёма. Посмотрели по схеме Жатайского затона, затем на месте и решили вырубить водоём в конце затона, у ограждения. Пожарные водоёмы – это обязательное и необходимое для затонов, где отстаивается флот. На теплоходах ведутся огневые работы, затем будут производиться саморемонт – а это всегда сопряжено с опасностью возгораний. За пожарными водоёмами следят Артём Переверзев и Сергей Соловьёв. Молодые речники целый день ходят по затону и убирают с прорубей образовавшийся лёд, потому что они всегда должны быть открыты «на всякий пожарный случай».
Полный порядок в Жатайском затоне: всё охраняется, дороги ровные, линии электропередач установлены, пожарные водоёмы расчищены. Речники трудолюбивые люди – летом теплоходы содержат в полнейшем порядке и зимой свои «пароходы», скованные во льдах реки Лена, обихаживают, не забывают, заботливо позволяя и судам отдохнуть от напряженной навигационной работы. Декабрь пролетит быстро, Новый год ворвётся в нашу размеренную жизнь светлым семейным праздником, а потом мы приедем в Жатай на Крещенскую купель, которую тоже вырубают наши умельцы караванного участка, а там уже февраль, и экипажи выйдут на саморемонт, март и апрель пролетят как один миг. И наступит очередная навигация, от которой речники к осени устают, но весной у них снова загорается огонёк в глазах – скорее в рейс, скорее на реку! Такова жизнь речника.
Луиза ТУКТАРОВА
Газета «Ленский водник»,
№47 (4615) 9 декабря 2017 года