677000, Республика Саха (Якутия)
г. Якутск, ул. Курашова, д. 24

8-(4112)-403-173

Антикризис-2016. Как и кого будет спасать правительство

Главная » Новости » Антикризис-2016. Как и кого будет спасать правительство

Поделиться:  


18 февраля правительство собирается принять антикризисный план и выделить на его реализацию более 380 млрд рублей. Это помимо тех 447 млрд рублей, что уже заложены в бюджете. “Солидарность” представляет последнюю версию этого плана, а также мнения тех, кого собираются и не собираются спасать.

ЦЕНА ВОПРОСА

Правительство спешно готовит антикризисный план, который называется “План действий правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2016 году”. Слово “кризис” власти традиционно стараются не употреблять. Возможно, из суеверных соображений.

Доработанную версию хотели представить на заседании правительства 11 февраля, однако премьер Дмитрий Медведев предложил некоторые пункты проекта заменить новыми. Теперь документ планируют окончательно подготовить к 17 февраля и 18 февраля принять на заседании правительства. Впрочем, принципиально план меняться уже вряд ли будет.

Он делится на два раздела: неотложные меры, направленные на стабилизацию социально-экономической ситуации, и структурные меры, направленные на обеспечение устойчивого социально-экономического развития. Основными источниками финансирования всех мероприятий станут: антикризисный фонд — 207,4 млрд рублей, бюджет РФ — 446,87 млрд рублей, Фонд национального благосостояния (ФНБ) — 39,8 млрд рублей, и еще порядка 133,65 млрд рублей возьмут пока неизвестно откуда. В плане указано, что объем и источник финансирования будут определены в ходе исполнения бюджета.

Впрочем, на заседании рабочей группы Российской трехсторонней комиссии 9 февраля были названы три возможных источника: остатки нераспределенных средств прошлого года; средства, которые не были инвестированы в рамках пенсионной системы, и секвестр федерального бюджета на 10% — если будет принято такое решение.

КОМУ ПОМОГАЕМ?

Для поддержки сферы занятости пока запланировано выделить 5 млрд рублей из антикризисного фонда “на дополнительные мероприятия”, в том числе субсидировать субъекты РФ — на мероприятия по снижению социальной напряженности. Впрочем, эта сумма еще может измениться как в большую, так и в меньшую сторону. 6 млрд рублей из того же фонда выделят на софинансирование организации летнего отдыха. 5,7 млрд бюджетных субвенций дадут регионам для выплат пособий по безработице. Еще 310 млрд запланировано на кредиты субъектам РФ, дабы сократить их долги.

Однако  для большей части запланированных социальных мероприятий пока не определены объем и источники финансирования. Это увеличение трансфертов в Пенсионный фонд, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, сохранение уровня лекарственного обеспечения льготных категорий граждан и др. Правда, людям с редкими заболеваниями (гемофилией, муковисцидозом, болезнью Гоше и т.п., а также после трансплантации органов) можно не волноваться: для них из бюджета выделено 8,5 млрд рублей.

Минтруд предлагал заложить средства на индексацию страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению неработающих пенсионеров на 8,6% (разница между фактической инфляцией и проводимой индексацией на 4%). Либо с 1 апреля 2016 года, и тогда, по оценке министерства, необходимо выделить 285,6 млрд рублей, либо с 1 августа, и тогда нужно будет 159,4 млрд рублей. В таком виде предложение не вошло в план, однако дополнительный трансферт в Пенсионный фонд правительством все же запланирован. К сожалению, его сумма пока не определена. Но за дополнительную индексацию на заседании рабочих групп РТК высказался не только Минтруд, но и профсоюзы, и работодатели. А вот у таких предложений, как ограничение зарплат руководителям госучреждений, проработка вопроса о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, и других подобных мало шансов попасть в итоговый антикризисный план. Впрочем, предложение ограничить зарплату топ-менеджерам Минтруд планирует провести через Госдуму.

Среди отраслей экономики поддержку из антикризисного фонда получит автомобильная промышленность (49,1 млрд рублей плюс 88,59 млрд из бюджета), легкая промышленность (1,4 млрд), транспортное машиностроение (до 10 млрд), сельхозмашиностроение (10,5 млрд). В общем, поддержать решили те отрасли, которые и без кризиса не сказать чтобы были сильно бодрые. А более перспективным в научно-техническом плане — станкостроению, отраслевой науке — ничего не досталось.

Некоторые предприятия удостоились адресной поддержки. Так, 39,8 млрд рублей выделят из ФНБ на приобретение тягового подвижного состава в рамках реализации инвестиционного проекта ОАО “РЖД”. Предполагается, что это приведет к закупке 292 локомотивов, к занятости более 60 тыс. работников локомотивостроительных заводов и производителей комплектующих для тягового подвижного состава, а также к поступлению денег в бюджеты разных уровней. Стоит отметить, что в ФНБ залезут только ради РЖД.

Отдельной поддержки удостоился и ООО “ЧТЗ-Уралтрак”: ему выделят 1 млрд из антикризисного фонда — чтобы завод не прекращал работу. 7,4 млрд из антикризисного фонда дадут ФГУП “ГКНПЦ им. М.В. Хруничева” — для решения приоритетных задач в области космической деятельности и гособоронзаказа.

На поддержку моногородов запланировано 7,2 млрд из бюджета и 5,6 млрд из антикризисного фонда, однако это один из тех пунктов, которые, скорее всего, подвергнутся доработке, так что точные цифры станут известны позже. Вероятно, доработан будет и пункт о поддержке отраслей через Фонд развития промышленности. А тем временем на его докапитализацию выделяют 20 млрд рублей из антикризисного фонда.

Пока неизвестную сумму и из неизвестного источника потратят на финансирование мероприятий по поддержке Внешэкономбанка.

ДИСКУССИЯ

Обсуждение антикризисного плана проходит на разных площадках. Например, 6 февраля министр финансов РФ Антон Силуанов в кулуарах съезда партии “Единая Россия” раскритиковал некоторые антикризисные меры. По его мнению, они требуют из бюджета средств больше, чем экономит 10-процентное сокращение расходной части: “В связи с тем, что фонд оплаты труда падает ниже нашего прогноза, около 200 млрд рублей мы должны отдать Пенсионному фонду — это раз. Это на сбалансированность, потому что снижаются доходы ПФР. Это антикризисное действие или нет? Как его назвать? Я не знаю. Это наше обязательное решение, — передает слова министра РИА “Новости”. — На доиндексацию наших расходов, связанных с курсом рубля, от 40 до 100 млрд рублей — два. На капитализацию ВЭБа — три, не буду сумму говорить. Помимо этого уже принято решение о поддержке промышленности на 69 млрд рублей — четыре. Вот уже объем дополнительных ассигнований, которые превышают 10-процентное сокращение”.

На заседании рабочей группы РТК 9 февраля на вопрос, какой прирост ВВП даст реализация этих мер, от Минэкономразвития последовал ответ: таких расчетов не проводили. Работодатели расценили антикризисный план как меры, направленные только на поддержку производителей, но не потребителей. А профсоюзы остались недовольны слабой поддержкой простого человека.

— В кризис больше всего страдают простые люди. Рынок автомобилей премиум-класса не упал, элитного жилья — тоже не упал. Поэтому у меня предложение: если вводить прогрессивную шкалу налогообложения, налоги на роскошь, то для этой группы, — сказал глава Российского профсоюза моряков Игорь Павлов. — Это будет, на мой взгляд, справедливо. Вообще, если вы хотите помочь простым людям — дайте им деньги. И не через коммерческие структуры. Потому что если вы пропустите тысячу рублей через любые коммерческие структуры, то до потребителя вряд ли дойдет половина.

Павлов резко раскритиковал предложение выделить средства ОАО “РЖД” (правда, эти деньги компания согласовала с правительством РФ еще до появления антикризисного плана):

— Давать деньги РЖД, на мой взгляд, бессмысленно. Это черный ящик без дна. Там сколько ни давай — все равно непонятно, куда они расходуются. Два года назад в этом зале рассматривался вопрос о тарифах естественных монополий. Было одобрено, что РЖД повышает тарифы на 10%. Когда подводили итоги, оказалось, что Якунин сходил к Дворковичу, и тариф на перевозки дальнего следования увеличили не на 10, а на 20%. Нас об этом просто проинформировали. И дальше — опять РЖД денег не хватает, на следующий год опять повышение тарифов.

Зампред профсоюза работников АПК Галина Юрова поделилась с корреспондентом “Солидарности” первыми впечатлениями от прочтения плана:

— Пока дойдет до реализации этих мероприятий, 2016 год уже, скорее всего, закончится.

По ее словам, к некоторым вопросам — очень несбалансированные подходы. Например, одно из предложений к антикризисному плану — введение гибкости трудового законодательства. Подразумевается, что это приведет к повышению производительности труда. Но как вообще это связано?

— Отрадно, что правительство хоть в таком виде план сверстало, и некоторые вопросы своевременны. Но по ряду вопросов нет ни единой позиции, ни внятных цифр, ни мероприятий, — заключила Юрова.

Вообще, эта точка зрения преобладает у экспертов, которые читали план. В прямом эфире радиостанции “Говорит Москва” директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев отметил, что “за всем этим планом нет единой идеи”: “Проблема действительно очень остра, но сам подход к составлению подобного плана порочен, поскольку этот план собирают с миру по нитке, с бору по сосенке. Сельскому хозяйству — вот это, железной дороге — вот это, а кто еще попросил, давайте там дадим еще что-то на лекарство. Нет какой-то единой идеи за всем этим планом, а это ровно то, чего мы ждем от правительства”.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ФНПР

Председатель ФНПР Михаил Шмаков 9 февраля встречался с президентом РФ Владимиром Путиным и предложил ему профсоюзный антикризисный план. О том, как прошла эта встреча, Шмаков рассказал 11 февраля на своей пресс-конференции в РИА “Новости”.

Упор, полагают в ФНПР, нужно сделать на восстановление покупательной способности населения. По официальной статистике, она снизилась на 10%, а по оценкам профсоюзов — на 20%, хотя номинальная зарплата практически не изменилась. В связи с этим Шмаков предложил президенту добавить в антикризисный план пункт о повышении минимального размера оплаты труда.

Сегодня МРОТ составляет 6204 рубля, и это всего лишь чуть больше половины стоимости потребительской корзины. Профсоюзы давно настаивают на том, чтобы МРОТ равнялся официальному уровню прожиточного минимума. Если сейчас поднять “минималку”, то это приведет не только к повышению покупательной способности, но и пополнению региональных бюджетов за счет увеличения налога на доходы физических лиц.

Также в качестве антикризисной меры Шмаков предложил повысить пособия по безработице.

Отметим, что эти меры полностью согласуются с оценками нынешнего кризиса, сделанными учеными из Института социологии РАН. Они выяснили, что если судить по нагрузкам работающих россиян, то никакого экономического кризиса в стране нет. Точнее, он есть, но не в сфере производства, а в сфере потребления: выросли цены, упал курс рубля, обесценились сбережения. Трудиться же россияне меньше не стали. Более того, по данным социологов, за прошедшие годы длительность рабочего времени у россиян значительно увеличилась. Сейчас всего треть работает по 40 часов в неделю, как предполагает Трудовой кодекс РФ, половина — перерабатывает, а у 13% рабочая неделя достигает 60 и более часов.

Так что с производством пока все в порядке. А вот покупать произведенное — не на что. Но повышения зарплат антикризисный план правительства, увы, не предусматривает.

МНЕНИЯ ИЗ ДУМЫ

В Госдуме 12 февраля прошли парламентские слушания “О первоочередных мерах по обеспечению экономического роста”. Собравшиеся оценили антикризисный план правительства на 2016 год и разделились на две группы.

Всеидет по плану!

Сергей Нарышкин, спикер Государственной думы:

— Очевидно, что движение по пути диверсификации экономического развития с приоритетом инноваций и программ по импортозамещению — это абсолютно правильное направление. Это долгосрочные приоритеты, но нужны и оперативные решения, чтобы сегодня и сейчас сохранить сбалансированность бюджета и ритмичность финансирования всех ключевых направлений. С этих позиций Госдума и будет оценивать антикризисные предложения правительства.

Сам факт наличия у нас значительных [финансовых резервов] расширяет поле для маневра. Считаю, что отношение к государственным резервам должно быть крайне бережным. Лишь при доказанной невозможности других вариантов считаю возможным обсуждать идею о расходовании общенациональных накоплений. Они уже играют роль подушки безопасности, и не надо стараться поскорее эту подушку сдуть. Лучше поискать ресурсы, сокращая издержки и неэффективные расходов. А Счетная палата подсказывает конкретные цифры: 440 млрд неэффективно потраченных денег только за один прошлый год. (…) Важнейшим принципом считаю недопустимость решения бюджетных проблем за счет граждан. Государство обязано защитить своих граждан и не выдумывать разные способы [залезть] в пенсионные и банковские сбережения людей, да еще и без их согласия.

Олег Фомичев, замминистра экономического развития:

— Мы отмечаем, что российская экономика постепенно адаптировалась к функционированию в условиях санкций и нестабильных, низких цен на углеводороды. Основной положительный вклад в общую динамику внесло сельское хозяйство — по итогам года прирост производства в этом секторе составил за год 3%.

Одним из самых приоритетных блоков [антикризисного плана], который мы считаем ключевым, является блок поддержки экспорта. Потому что внешние рынки в условиях, когда сокращается внутренний спрос, являются одним из основных факторов для запуска нового этапа экономического роста. Здесь предусмотрено несколько мероприятий: это докапитализация, поддержка Внешэкономбанка, Росэксимбанка и Российского экспортного центра…

Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы по экономической политике:

— Госдума уже сделала ряд шагов [по снижению бремени малого и среднего бизнеса]. С июля прошлого года ведется реестр проверок федерального уровня, с июля этого года будет вестись реестр проверок регионального уровня. Мы приняли закон об ограничении плановых проверок для малого бизнеса (его надо распространить и на средний бизнес) — увеличилось количество внеплановых. Здесь прокуратуре надо активно действовать с тем, чтобы таких проверок не было и, соответственно, бремя [было] меньше. (…) Важно следить за тем, чтобы налоговое бремя не увеличивалось. И неналоговое также — не увеличивалось.

Ни конкретики, ни инвестиций

Вера Чистова, заместитель председателя Счетной палаты:

— Мы столкнулись с отсутствием конкретных показателей. В этой связи возникают различные оценки у Счетной палаты и других органов с точки зрения реализации тех или иных мероприятий. Это касается не только расходной, но и доходной части антикризисного плана. Самый простой пример: льготы по НДС для предприятий транспорта или льготы для малых предприятий: что они должны дать? Или занятость: цель ставилась простая — обеспечить соответствующие показатели по занятости. Что много, а что мало? Как оценивать этот показатель? В результате вот что мы имели: 18 субъектов получили субсидию, но только один из них был в перечне Минэкономразвития и относился к напряженным территориям с ситуацией на рынке труда. Показателей оценки как таковых нет.

Счетная палата настаивает на том, чтобы каждый показатель был измерим. В том числе и структурная перестройка производства. Увеличение доли промышленного производства? Какой показатель будет лежать в основе этого? Увеличение промышленной продукции? Хорошо: скажите, сколько дадут эти меры, и тогда мы сможем наложить фактор влияния антикризисных мероприятий на другие общеэкономические ситуации. Докапитализировать банки? — Не возражаем! Но тогда скажите, что докапитализация каждого банка даст для показателя вклада в рост экономического развития. То же самое: надо поддерживать занятость. Давайте установим жесткие правила, кого поддерживать и какого результата мы хотим добиться — по Свердловской области, по Челябинской, если мы туда направим субсидии…

Борис Титов, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей:

— Сегодня надо переходить к другой кредитно-денежной политике. Искать новые доходы, инвестировать в будущее. Мы предлагаем перейти к такому варианту российского количественного смягчения, потому что все страны выходили из кризиса на мягкой кредитно-денежной политике, инвестируя деньги тем или иным способом в экономику. У нас, к сожалению, этого не происходит. Мы, наоборот, все сегодня сжимаем. Мы предлагаем инвестировать в экономику, в том числе деньги и Центробанка, и правительства, но по очень узким каналам, которые бы не стимулировали бы инфляцию и гарантировали бы, что эти средства не будут использованы неэффективно. Первый из них у нас есть — программа проектного финансирования, но это немножко другая форма… По крайней мере, не международный стандарт. Есть путь через систему частичного рефинансирования коммерческих банков. Это совершенно гарантированный путь к тому, что деньги будут не… не будут использованы по назначению.

ХВАТИТ ЛИ ВАМ ЭТИХ ДЕНЕГ?

С вопросами о том, насколько проект антикризисного плана правительства соответствует нуждам российской промышленности и какие изменения в него необходимо внести, “Солидарность” обратилась к лидерам отраслевых профсоюзов.

Андрей Фефелов, председатель профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ:

— Это только проект антикризисного плана, но он действительно предполагает внушительную поддержку машиностроения. Если оговоренные меры будут предоставлены в полном объеме, отрасль будет развиваться. Например, Челябинский тракторный завод, которому собираются выделить миллиард рублей, реально может получить второе дыхание. Наш профсоюз сделал ряд предложений по развитию моногородов, таких как Тольятти или Димитровград, где есть отраслевые производства. Считаю, что акцент в антикризисном плане должен быть сделан на развитии потребительского спроса. Если его не получится раскрутить, то все другие меры вряд ли будут эффективными.

Александр Ситнов, председатель  Российского профсоюза работников химических отраслей промышленности:

— Есть определенные двигатели экономики, в которые правительство, судя по всему, решило вложить средства. Химическая отрасль в проекте антикризисного плана не представлена. Но, например, для автомобильного производства и машиностроения нужны различные продукты нашей промышленности. То же самое касается и поддержки агропрома, сельского хозяйства. Для их нужд закупают удобрения, которые относятся к химпрому. Наша отрасль — обеспечивающая, без нас — никуда. В целом же по химической промышленности есть стратегия развития отрасли до 2030 года.

Владимир Ломакин, председатель Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства:

— Мы с социальными партнерами работаем по заранее намеченной программе развития дорожной отрасли. Ничего экстраординарного в антикризисный план правительства мы не предлагали. При этом хочу отметить, что средств для развития нашей отрасли не хватает.

Деньги, которые хотели выделить из бюджета на дорожное хозяйство, секвестрируют. Так что лучшим антикризисным пунктом было бы сохранение этих средств в полном объеме.

Татьяна Соснина, председатель Российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности:

— В последней версии проекта антикризисного плана предусмотрена поддержка легкой промышленности на 1,4 млрд рублей. Этих денег, конечно, не хватит. 800 млн предполагается пустить на субсидирование части учетной ставки по банковским кредитам на закупку сырья. Еще 600 млн — субсидирование закупки отечественных тканей на изготовление школьной формы. Этого мало. Такие меры могут помочь только ограниченному кругу предприятий. Причем им все равно придется брать кредиты, которые банки или не дают совсем, или дают под такие проценты, что их никакой субсидией не покроешь.

Мы сформировали комплекс из семи мер, которые реально могли бы помочь легкой и текстильной промышленности, предложили его правительству. Но в антикризисный план из них вошла только одна — поддержка предприятий малого и среднего бизнеса через агентство кредитных гарантий. Между тем, мы предлагали уменьшить для нашей отрасли налог на добавленную стоимость с 18% до 10%, серьезно увеличить таможенные тарифы на ввоз готовой продукции из-за рубежа, сократить объем авансовых платежей, уменьшить пошлины на ввоз сырья и так далее. В правительстве ссылаются на нормы ВТО, а нас услышать не хотят.

Валерий Кирюшенков, заместитель председателя профсоюза машиностроителей РФ:

— Меры, предусмотренные проектом антикризисного плана в отношении железнодорожного машиностроения, мы, конечно, поддерживаем. Другое дело, что их недостаточно. Выделенные деньги просто растворятся, не смогут задать темп развития. На большинстве предприятий заказов не хватает. Есть проблемы в строительно-дорожном, в химическом машиностроении… Можно перечислить много секторов, где предприятия работают в трех-четырехдневном режиме. Заработки снизились процентов на десять — до уровня 2014 года. Перспектив развития пока не видно.

Точных данных, сколько средств нужно, чтобы дотировать все машиностроение и кардинально улучшить ситуацию, у нас нет. Мы получили проект антикризисного плана и намерены внести в него свои предложения, в том числе по развитию отрасли. Речь идет не только о выделении средств как таковых, но и о налоговой политике, таможенном законодательстве, переобучении и так далее.

Источник: www.solidarnost.org

В подготовке материала

принимали участие

Павел Осипов и Александр Кляшторин

 





Поделиться:  


Календарь профсоюзных событий


НАШ TELEGRAM КАНАЛ
НАШ YOUTUBE КАНАЛ
В ПОМОЩЬ ПРОФАКТИВУ
ЗНАЙ СВОИ ПРАВА!
Наши партнеры