Анна Татаринова. Защищая права трудящихся (из книги «Профсоюзное движение в Якутии. Годы становления и развития», Я., 2016 г.)
Я, Татаринова Анна Спиридоновна родилась в декабре 1936 года в I-м Холгуминском наслеге Мегиио-Кангаласского района в семье колхозников.
Отец, Спиридон Дмитриевич Винокуров, был членом колхоза «Красная оборона». Он в зимнюю стужу ездил на лошадях в поселок золотодобытчиков Аллах-Юнь Усть-Майского района, отвозил туда мясо и молоко, а оттуда в обмен привозил для колхоза муку, крупу, сахар, чай. Продукты для золотодобытчиков можно было возить только зимой, летом не было дорог. В 1941 году отец ушел на войну. В 1942 году он погиб в бою под Ржевом Тверской области. На обелиске, воздвигнутом в городе Ржев Правительством Республики Саха (Якутия), среди имен воинов-якутян высечено и имя моего отца. Память об отце у меня осталась, как о Герое, отдавшем свою жизнь за нас.
Мама, Елена Тимофеевна Винокурова, в 29 лет осталась вдовой с двумя малолетними дочками. В 1943 году у мамы умерли мать и отец, и она взяла на воспитание своих младших трех сестер и брата. И нас в военные годы у мамы было шестеро. Всех нас она поставила на ноги, но сама тяжело заболела и в 44 года умерла от туберкулеза.
Как дочь воина, я должна была учиться хорошо, активно участвовать в общественной жизни. Я всегда чувствовала свою ответственность за честь отца и семьи. Начальную и семилетнюю школы окончила без троек, с похвальной грамотой. В 6-7 классах была председателем пионерской дружины имени Зои Космодемьянской, в 1951 году вступила в BJIKCM. В 1955 году после окончания Майинской средней школы поступила во Львовский торгово-экономический институт. В 1959 году с дипломом о высшем образовании по специальности «Товаровед высшей квалификации» вернулась в родной район, где начала работать товароведом в райпотребсоюзе. Но вскоре была избрана вторым секретарем, а затем первым секретарем Мегино-Кангаласского райкома ВЛКСМ. С 1964 по 1968 год работала старшим товароведом в Якутском респотребсоюзе «Холбос».
В октябре 1968 года я по приглашению заведующей жилищно-бытовым отделом Якутского областного Совета профсоюзов Прасковьи Васильевны Пестовой (ранее работавшей заместителем главного редактора газеты «Социалистическая Якутия») начала работу инструктором этого отдела. И проработала беспрерывно 23 года.
Прасковья Васильевна вскоре уехала из республики. После нее заведующим жилищно-бытовым отделом стал фронтовик, коммунист, честный, порядочный человек — Ксенофонт Гаврилович Игнатьев. С ним мы проработали 15 лет (1972-1987). В течение десяти лет он возглавлял нашу партийную организацию, объединявшую коммунистов отраслевых профкомов. В 80-е годы отделу дополнительно дали штат второго инструктора. Последним заведующим отделом был Игорь Алексеевич Дмитриев (1987-1991), опытный комсомольский, советско-партийный работник.
Первоочередным направлением в деятельности нашего отдела была забота об улучшении жилищно-бытовых условий трудящихся, постоянный контроль за соблюдением жилищного законодательства. Местные профсоюзные органы, отраслевые профсоюзы участвовали в распределении жилья, для чего в каждом профкоме создавалась жилищно-бытовая комиссия, которая занималась упорядочиванием учета нуждающихся в жилье и контролировала законность предоставления квартир. Согласно «Примерным правилам учета и распределения жилья на территории Якутской АССР», утвержденным Совмином ЯАССР и ЯОСПС, на учет принимались граждане, имеющие 6,6 кв. м жилплощади на одного человека. Жилье предоставлялось нуждающимся бесплатно, из расчета 9 кв. м на одного человека. Учет нуждающихся в жилье велся в местных Советах народных депутатов, на предприятиях и в организациях.
В каждом местном Совете народных депутатов работала комиссия по учету и распределению жилья. Заведующий нашим отделом был заместителем председателя такой комиссии в Якутском горисполкоме. На предприятиях и в организациях жилье распределялось совместным решением администрации и профкома. Жалоб трудящихся на незаконное и несправедливое распределение жилья поступало в наш отдел много, в некоторые годы бывало до 800 заявлений. Ни одно обращение мы не оставляли без ответа. Или направляли в отраслевые комитеты профсоюзов для принятия мер, или выезжали в командировки для разбирательства. На местах проверяли применение жилищного законодательства и добивались устранения выявленных нарушений.
За двадцать три года работы я не побывала только в двух районах республики из 32, а в некоторых была несколько раз. К примеру, нам пришлось дважды в месяц выезжать в Нерюнгри, где велось масштабное жилищное строительство, и рабочие переселялись из палаток в благоустроенные квартиры. Мы вместе с профкомом осуществляли непосредственный контроль за правильным предоставлением жилья.
Нередко бывало, что трудящиеся получали квартиры только после нашего вмешательства. На память приходят отдельные показательные случаи. Например, в Мирном профком «Якуталмаза» обошел стоявшую в очереди многодетную мать Гусеву только из-за того, что она работала в школе не учительницей, а уборщицей. Мы настояли на выделении ей благоустроенной квартиры. Потом она долгие годы присылала в наш отдел поздравительные открытки ко всем большим праздникам.
Когда сгорела квартира ученого Н. Н. Бурцева, администрация и профком Якутского госуниверситета обещали предоставить его семье квартиру вне очереди, но свое слово не сдержали. Наш отдел добился выделения трехкомнатной благоустроенной квартиры от Якутского горисполкома за счет доли ЯГУ.
Ветеран Великой Отечественной войны С. Н. Васильев жил со своей семьей в Рабочем городке в затапливаемом доме. На его заявления никто не реагировал. Принимая участие в работе жилищной комиссии ветеранов, мы добились выделения для него благоустроенного жилья. Подобных случаев было немало.
Как правило, администрации и профкомы своевременно и правильно реагировали на наши требования по защите законных прав и интересов трудящихся. Однако в случае с инженером Якутского лесхоза В. В. Никифоровой дело дошло до обсуждения на заседании Президиума ЯОСПС. Никифорова, одинокая мать двоих детей, состояла на учете под № 7. Распределяли восемь квартир, но администрация и профком лесхоза никак не хотели дать ей квартиру, даже незаконно объявляли ей выговоры за несуществующие нарушения, лишь бы отодвинуть очередь. Нашему отделу пришлось через Президиум ЯОСПС обязать министра лесного хозяйства ЯАССР В. П. Загайнова выделить ей по очереди двухкомнатную благоустроенную квартиру. И сейчас, когда я встречаю Никифорову на улице, она непременно подойдет, поздоровается, расскажет мне о своих сыновьях, один из которых стал кандидатом наук, и поблагодарит нас за ту помощь. В такие минуты думаешь, что не зря мы работали. Честно, добросовестно, не зная никаких взяток, мздоимства, личных услуг.
Еще одной важной заботой нашего отдела был контроль за организацией горячего питания рабочих и служащих. За это отвечали Управления рабочего снабжения (УРСы) предприятий «Якутуголь», «Якутзолото», «Якуталмаз», «Якутскгеология», «Алданслюда», «Якутгазпром». Начальники УРСов и председатели отраслевых профкомов регулярно отчитывались на заседаниях Президиума ЯОСПС. Для улучшения обеспечения рабочих и студенческих столовых и удешевления питания трудящихся профкомы становились активными организаторами коллективного садоводства и огородничества, заводили подсобные хозяйства, организовывали коллективные выезды в лес на сбор ягод и грибов.
Также наш отдел осуществлял общественный контроль за работой предприятий торговли и общественного питания на территории республики. Эту работу мы проводили во взаимодействии с республиканской Госторгинспекцией. Начальник Госторгинспекции Тимофей Леонидович Бутаков и его заместитель Ираида Борисовна Евдакова всегда сотрудничали с нами в проведении совместных мероприятий. Мы выезжали с проверками в Депутатский, Нерюнгри, Мирный, Оймяконский и Алданский районы. Контрольные проверки совмещали с проведением учебных семинаров с целью улучшения обслуживания населения. Там же на местах принимались меры по устранению имеющихся недостатков. За обсчет и обвес покупателей виновных сразу увольняли с работы, если было доказано, что это произошло злоумышленно.
Якутский областной совет профсоюзов никогда не стоял на стороне от интересов рабочих и служащих. Так, в 1991 году, когда в стране не хватало товаров повседневного спроса, мы даже участвовали в распределении товаров по коллективам. Бывало, что я с работниками Горисполкома до 20-22 часов сидели за распределением товаров. При распределении мы учитывали численность каждого коллектива. А далее на местах профкомы сами создавали собственные комиссии, определяющие условия распределения товаров в своих коллективах.
У профсоюзов была широкая и разветвленная сеть для подготовки и переподготовки профсоюзных кадров. Наш отдел постоянно принимал деятельное участие в семинарах по плановому обучению профсоюзного актива. На таких семинарах в Якутске, Покровске, Намцах и Жатае аудитории всегда были полными, иногда насчитывая по 150-200 слушателей. Мы и сами проходили обучение на курсах ВЦСПС. Раз в три года работники нашего отдела выезжали в Москву на месячные курсы. Там мы обменивались опытом с профсоюзными работниками из других областей. И всегда на этих групповых занятиях мы чувствовали себя не хуже коллег, а в чем-то даже и лучше.
Тем членам профсоюза, которые попали в трудную жизненную ситуацию и нуждались в материальной поддержке, мы после соответствующей проверки помогали от имени ЯОСПС деньгами. Их благодарные улыбки оставляли незабываемое впечатление.
Наш отдел организовывал питание участников слетов передовиков производства, делегатов республиканских профсоюзных конференций, гостей из других областей и стран. Особенно часто в нашу республику приезжали делегации из Монгольской Народной Республики и Магаданской области, а также из Бурятии, с которой Якутия вела социалистическое соревнование.
В аппарате ЯОСПС всегда царила атмосфера дружелюбия, взаимной поддержки, целеустремленности и настойчивости в защите интересов трудящихся. Праздничные вечера мы проводили совместно с отраслевыми комитетами профсоюзов, особенно на Новый год и Седьмое ноября. Первого мая мы все выходили на праздничную демонстрацию трудящихся под лозунгом «За солидарность, труд и справедливость!». На субботники и сенокос все работники ЯОСПС выходили дружной и веселой гурьбой, не помню, чтобы кто-то отказался. Аппарат ЯОСПС активно участвовал во многих республиканских мероприятиях: слетах передовиков производства, женских съездах, отраслевых профсоюзных конференциях. Годы работы в аппарате ЯОСПС останутся в моей памяти самыми плодотворными, а коллеги, с которыми я работала бок о бок, всегда будут для меня друзьями, подругами и товарищами.
В 1976 году Указом Верховного Совета СССР я была награждена медалью «За трудовую доблесть». За время работы в профсоюзах меня ежегодно награждали Почетными грамотами администрации и профкома Якутского областного Совета профсоюзов. В 1979 году постановлением Президиума ЯОСПС мне предоставили возможность приобрести автомашину «Москвич», фонд которой ВЦСПС впервые выделил для ЯОСПС.
В 1986 году я была удостоена звания «Ветеран труда». Награждена по
четным знаком ЦК ВЛКСМ «За освоение целины» (1957), знаком «80 лет ВЛКСМ» (1988), почетным знаком ВЦСПС «За активную работу в профсоюзах» (1991), знаком «Ветеран профсоюзного движения РС(Я)» (1996). В 1996 году мне, как ветерану труда и профсоюзного движения, бесплатно предоставили однокомнатную благоустроенную квартиру в профсоюзном доме.
В 2015 году награждена знаком «Почетный ветеран Республики Саха (Якутия)».
Муж Степан Спиридонович Татаринов также является активным профсоюзным деятелем. Он работал председателем обкома профсоюза работников культучреждений и заведующим культурно-массового отдела ЯОСПС. Общий семейный стаж в профсоюзах у нас составляет 35 лет.
Со Степаном Спиридоновичем мы имеем троих детей, растут две внучки.