677000, Республика Саха (Якутия)
г. Якутск, ул. Курашова, д. 24

8-(4112)-403-173

В приказе Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010г. № 1122н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» сказано, что подбор и выдача смывающих и обезвреживающих средств осуществляется на основании результатов аттестации рабочих мест (ныне – специальной оценки условий труда (СОУТ). У нас проведена СОУТ, но нигде – ни в карте, ни в протоколах это не отражено. Рабочие требуют выдачи мыла, а бухгалтерия – основание. Скажите, как должен оформляться этот вопрос на самом деле?

Главная » Вопросы и ответы (Охрана труда) » В приказе Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010г. № 1122н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» сказано, что подбор и выдача смывающих и обезвреживающих средств осуществляется на основании результатов аттестации рабочих мест (ныне – специальной оценки условий труда (СОУТ). У нас проведена СОУТ, но нигде – ни в карте, ни в протоколах это не отражено. Рабочие требуют выдачи мыла, а бухгалтерия – основание. Скажите, как должен оформляться этот вопрос на самом деле?

Поделиться:  


При обеспечении работников бесплатными смывающими и обезвреживающими средствами работодателю следует руководствоваться требованиями ТК РФ, НК РФ и иных нормативно-правовых актов. Например, Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1122н.

         Доказательством выполнения работником работ с вредными и опасными условиями труда действительно являются результаты СОУТ. Но, анализ Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и приказа Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения СОУТ, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении СОУТ и инструкции по ее заполнению» позволяет сделать вывод об отсутствии в настоящее время прямой связи условий обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами с результатами СОУТ.     Порядок отнесения выполняемых работником работ к работам, связанных с загрязнением, и работам, выполняемым в особых температурных условиях, законодательством не регулируется. В перечень мероприятий, в которых применяются результаты СОУТ, регламентированный статьей 7 ФЗ «О специальной оценке условий труда» обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами не включен.

         Пунктом 13 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» установлено, что перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или другого представительного органа. Указанный перечень и список работников формируется на основании Типовых норм в соответствии с результатами СОУТ с учетом особенностей технологического процесса и организации труда. Исходя из этого, в условиях отсутствия связи обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами с классом условий труда, установленным по результатам СОУТ, с точки зрения трудового законодательства предоставление работникам указанных средств без учета результатов СОУТ не может рассматриваться как нарушение нормативно-правовых актов.

         Для обоснования выдачи бесплатных смывающих и обезвреживающих средств с точки зрения налогового законодательства, по включению расходов на приобретение и выдачу работникам бесплатных смывающих и обезвреживающих средств в состав материальных затрат в НК РФ предусмотрено несколько вариантов:

— расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренные законодательством РФ, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подпункт 7 п.1 ст.264 НК РФ);

— средства индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренные законодательством РФ, в составе материальных расходов (подпункт 3 п.1 ст.254 НК РФ).

         В каждом из этих случаев расходы признаются обоснованными в отношении смывающих и обезвреживающих средств, предусмотренных законодательством РФ. Таким образом, в сложившейся ситуации рекомендации следующие: целесообразно организовать обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с Типовыми нормами. При этом результаты СОУТ не учитываются и на выбор смывающих и обезвреживающих средств не влияют.

                                                             Главный специалист

Технической инспекции труда

Федерации профсоюзов РС(Я)

В.П. Марков

(по материалам АНО «Институт безопасности труда»)





Поделиться:  


Календарь профсоюзных событий


НАШ TELEGRAM КАНАЛ
НАШ YOUTUBE КАНАЛ
В ПОМОЩЬ ПРОФАКТИВУ
ЗНАЙ СВОИ ПРАВА!
Наши партнеры