677000, Республика Саха (Якутия)
г. Якутск, ул. Курашова, д. 24

8 (4112) 219-331
8 (4112) 219-332

Авиаторы Якутии отметили 90-летний юбилей

Главная » Новости » Авиаторы Якутии отметили 90-летний юбилей

Поделиться:  


8 октября в Государственном театре оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона состоялся торжественный вечер, посвященный 90-летнему юбилею авиации Якутии. В этот октябрьский день авиаторы республики и представители общественности столицы по сложившейся доброй традиции собрались отметить этот славный юбилей.

avia2В праздничном мероприятии приняли участие Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Галина Данчикова, Руководитель Федерального Агентства воздушного транспорта Александр Нерадько, заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Виктор Омуков, руководитель Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики саха (Якутия) Юрий Куприянов, народные депутаты, члены правительства республики, руководители федеральных структур, общественность республики и города Якутска.

avia4С исторического дня, когда 8 октября 1925 года над Якутском совершил свой первый показательный полёт английский самолет «Сопвич», прошло 90 лет. Это были годы героического самоотверженного труда первопроходцев — открывателей воздушных трасс, людей, стоявших у истоков создания авиации, вложивших свой ум и талант в её поступательное развитие.

avia1 Были в истории авиации и непростые времена, когда в 90-е годы прошлого столетия руководство республики и трудовые коллективы сделали все возможное, чтобы сохранить отрасль и возродить авиацию в первом десятилетии XXI века. Сегодня авиация Якутии одно из развивающихся подразделений гражданской авиации России.

В своем приветственном слове заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Виктор Омуков avia9отметил важную роль авиации в становлении государственности, социально-экономического и культурного развития Якутии. С огромными территориями и суровыми природно-климатическими условиями роль авиации трудно переоценить.

Виктор Омуков напомнил, что в далёкие 20-е годы ХХ века молодые руководители вновь образованной Якутской автономной ССР Максим Аммосов, Платон Ойунский, Степан Аржаков видели причину социально-экономической и культурной отсталости Якутии в её транспортной изолированности. Будущее процветание своей республики они видели в прорыве её транспортной изоляции и выходе на Транссибирскую железнодорожную магистраль и сделали ставку на зарождающуюся гражданскую авиацию Советской России.

 avia3День 8 октября 1925 года вошёл в историю, как день рождения авиации Якутии. Именно в этот день над Якутском и его окрестностями в радиусе 100 км состоялся первый демонстрационный полёт самолёта «Сопвич».

Первым лётчиком, поднявшимся в небо Якутии, стал Пётр Фаддеев. Этот полёт был лишь прелюдией начала трудного становления и полного самоотверженности, мужества, героизма и триумфа развития авиации Якутии.

Правительство Якутской АССР вело активную последовательную работу с руководством avia5«Добролёта», Советом гражданской авиации по открытию воздушной трассы Иркутск – Якутск. В августе 1928 года был выполнен первый коммерческий рейс по гидролинии Иркутск – Якутск и установлено регулярное воздушное сообщение с Иркутском.

— Открытие этих воздушных трасс стало началом масштабной аэрофикации Якутии. На территории Якутии было построено 44 гидропорта и установлено регулярное воздушное сообщение между районными центрами и столицей республики, — подчеркнул Виктор Омуков.

avia7Вице-премьер привел исторические факты. В 1941 году Приказом начальника ГУ Гражданского Воздушного Флота 1 мая создана Якутская авиагруппа, в состав которой вошли: 14-й транспортный отряд, 234-й отряд спецприменения. Численность её работников составляла 719 человек по 23 авиалиниям. Якутская авиагруппа стала первой управленческой структурой, которая управляла всеми авиационными производственными структурами на территории Якутии.

avia6Виктор Омуков особое внимание обратил на то, что в истории авиации Якутии особое место занимает перегон американских боевых самолётов на фронт. 4 октября 1942 года первая партия американских самолётов вылетела из Якутска через Киренск и Красноярск на фронт.

Городу Якутску выпала историческая миссия – быть центром перегона, здесь размещались штабы Первой Краснознамённой перегоночной авиадивизии и перегоночной трассы, которыми руководили Герои Советского Союза, генералы Илья Мазурук и Марк Шевелёв.

После окончания войны с Германией, более десяти экипажей 8-го транспортного полка участвовали в войне с Японией, доставляя топливо, оказывали помощь народно-освободительной армии Китая. Среди них были будущие заслуженные пилоты СССР Валерий Кузьмин, Николай Сладков, Юрий Яковлев.

В декабре 1946 года образовано самостоятельное Якутское управление гражданского воздушного флота. Со второй половины 50-х годов шло активное оснащение аэропортов, трасс современными радиотехническими средствами, особое внимание уделялось оснащению сложных горных аэродромов.

В 70-х годах завершилось структурное становление авиации Якутии. Была проведена большая работа по переоснащению радиотехническими средствами и языковой подготовке диспетчерского состава.

 — В республике не было отраслей и людей, которые не пользовались услугами авиации, она имела решающее значение в разведке месторождений полезных ископаемых. В начале 50-х годов, когда ещё не был пробит «зимник» и не построена автодорога от Ленска до Мирного, на самолётах Ан-2 с Ленской речной базы круглосуточно перевозились строительные, продовольственные грузы в строящуюся столицу алмазного края город Мирный, — подчеркнул Виктор Омуков.

С крыла воздушных судов строились такие судьбоносные для республики объекты, как первая алмазная фабрика в Мирном, горно-обогатительные комбинаты в Айхале, Удачном, Накыне, Депутатском, первая очередь Вилюйской ГЭС, газопровод Мастах – Якутск, высоковольтные линии электропередачи в Южной и Западной Якутии.

Масштабные работы проводились для сельского хозяйства республики, по линии МЧС при наводнениях и лесных пожарах.

Виктор Омуков отметил высокий профессионализм и большой героический подвиг вертолётчиков Мирного при спасении тысяч людей во время разрушительного наводнения в 2001 году в городе Ленске.

— Самоотверженный труд авиаторов Якутии всегда высоко оценивался руководством страны и республики и будет востребован еще на многие годы, — резюмировал вице-премьер.

Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько в первую очередь поблагодарил ветеранов гражданской авиации.

— Они стояли у истоков начала воздушных сообщений в республике, именно они сыграли ключевую роль во время Великой Отечественной войны во время перегонов на фронт более 8 тысяч американских самолетов, — подчеркнул глава Росавиации.

 Александр Нерадько также отметил большую роль авиации в успешном освоении Северного морского пути и знаменитую школу якутских вертолетчиков.

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Галина Данчикова горячо поздравила ветеранов и авиаторов Якутии.

 — Для экономики республики, для населения развитие авиации имело колоссальное значение. В 30-е годы прошлого столетия становление авиации Якутии проходило в непростых условиях. Непростые времена пережили авиаторы и в 90-х годах прошлого века. Однако, наши авиаторы выстояли и сегодня отрасль в республике динамично развивается, — подчеркнула премьер.

Галина Данчикова отметила, что на территории Якутии проходят испытания российские и зарубежные самолёты. Как и раньше, так и в будущем правительство республики будет уделять особое внимание развитию авиации в регионе. Одним из ярких тому доказательств является приобретение для авиакомпании «Полярные авиалинии» 12 самолетов разного типа. Авиакомпания «Якутия» сегодня первая на Дальнем Востоке эксплуатирует самолеты российского производства «Сухой Суперджет».

— За 90 лет многое изменилось в авиации республики, модернизировалась техника, самолеты стали комфортабельнее, появились новые типы вертолетов, но одно осталось неизменным – это профессионализм наших авиаторов – летчиков, штурманов, техников, людей, которые самоотверженно, любя свою работу, трудятся и служат в авиации, — резюмировала Галина Данчикова.

По информации

Управления по работе со СМИ

Администрации Главы Республики Саха (Якутия)

и Правительства Республики Саха (Якутии)





Поделиться:  


Календарь профсоюзных событий

НАШ YOUTUBE КАНАЛ
В ПОМОЩЬ ПРОФАКТИВУ
ЗНАЙ СВОИ ПРАВА!
Наши партнеры